Матчасть

narrativeingames

Учебники

  • The Game Narrative Toolbox — маст-хэв для начинающих. Однозначно рекомендуем к прочтению. Это учебник от четырех сценаристов с 10+ опытом в индустрии, работающих в Biowar и других компаниях, славных своими историями. На английском.
  • Professional Techniques for Video Game Writing (edited by Wendy Despain) — англоязычный учебник, написанный членами Международной ассоциации разработчиков (IGDA). Каждая глава написана отдельным автором, так что эта книга — срез мнений и опытов.
  • The Ultimate Guide to Video Game Writing and Design, by Flint Dille and John Zuur Platten — еще один англоязычный учебник, можно найти в pdf.
  • Level up, by Scott Rogers — глава 3 полностью посвящена написанию истории. Да и в целом книга хорошая.
  • «Искусство геймдизайна», Джесси Шел — это не учебник по сценаристике, но это книга об играх, которую обязательно надо прочитать всем, кто имеет дело с гейм- и нарративным дизайном. Можно найти в Сети на русском языке.
  • Дэвид Фримен «Creating Emotion in Games» — повествует о внедрении характеров персонажей в игровой процесс.
  • Video Game Storytelling: What Every Developer Needs to Know about Narrative Techniques — и еще один учебник, и снова на английском. Этот пока сами не читали, ничего сказать пока не можем. Если есть отзыв — велком, в комментарии.
  • The Ultimate Game Writing Database — список матчасти из сообщества игровых сценаристов Reddit.

Помимо материалов, которые посвящены нарративу именно в играх, также хорошо почитать учебники по сценарному и писательскому мастерству для киносценаристов.

Эти три книги лично в моем опыте стоят на одной полке. Технически в них всех одно и то же: трехчастная структура, перипетии, барьеры и бреши. Все они в равной степени полезны и интересны, а если прочитать их подряд, еще и неплохо материал в голове закрепляется ;). В чем-то по сравнению с Труби и Воглером они уже устарели (например, в отношении трехчастной структуры), но новичок найдет в них много полезного и занимательного.

  • Джон Труби «Анатомия истории», «Жанры» — Труби использует структурный подход к созданию сценария. Он выделяет не 3 части структуры сценария, а 22, плюс 7 шагов для создания характера персонажа. Его подход сильно отличается от классических учебников по сценаристике, даже в какой-то степени противопоставлен им, и именно поэтому интересен. Труби можно, если постараться, найти в пиратском переводе. На русском он еще не издавался.
  • Кристофер Воглер, «Путь писателя» — Издан на русском языке. Воглер адаптировал мифологический «путь героя», или мономиф Джозефа Кэмпбелла, для работы над киносценариями. Его метод можно назвать скорее символическим, чем структурным, но они с Труби прекрасно дополняют друг друга.
  • Александр Молчанов, «Букварь сценариста», а также «Букварь сценариста 2.0» — учебник писался по горячим следам курса, проведенного Александром Молчановым в ЖЖ. Главы в нем построены по принципу — заинтересовать читателя, чтобы он дождался и прочитал следующий пост. Таким образом, сам учебник — прекрасная иллюстрация того, как надо удерживать интерес 😉
  • Снайдер Блэйк, «Спасти кошку» — еще один учебник, известный своим подходом к созданию протагониста.
  • Лайош Эгри «Искусство драматургии» — тут о драматургии вообще, что делает книгу не менее, а даже более полезной.
  • Уильям Индик «Психология для сценаристов» — создание персонажей с точки зрения Фрейда, Юнга и т.д.
  • Jeffrey Schechter «My Story Can Beat Up Your Story» — Учебник по структуре. Перевода книги на русский нет. 4 стадии становления героя: Сирота (1 акт), Странник (2 акт до Midpoint), Воин (2 акт после мидпоинта и начало 3го акта), Самопожертвование (конец 3 акта). Развитие классификации от Ролло Мэй, скрещенное с Воглером и Труби.

Большинство этих учебников, а также некоторые другие можно найти на братском форуме киношных сценаристов «Сценарист.ру» — http://www.screenwriter.ru/info/

***
Кроме того, в помощь игровому сценаристу придется и литература для писателей:

  • Нора Галь «Слово живое и мертвое» — совершенно обязательная к прочтению книга для всех, кто пишет по-русски. Отлично вправляет мозги насчет стиля. Гарантирую, после прочтения Норы Галь ваш стиль улучшится и вообще вы станете делать меньше ошибок. Нора Галь — редактор и переводчик, «мама Маленького Принца», человек, которому мы обязаны множеством ярких емких цитат, вошедших в коллективное русскоязычное бессознательное.
  • Стивен Кинг «Как писать книги» — Кинг проповедует весьма здравый подход к творчеству и обучению писателя. Но его замечания по стилистике не всегда подходят для русского языка. Фильтруйте.
  • Мастер-класс Г.Л. Олди

В дальнейшем список будет пополняться. Делитесь в комментариях своими нарытыми учебниками.

***

Дополним раздел блогами и особо важными постами и видео.

  • Блог студии The Astronauts — его ведет Адриан Хмеляж, креативный директор студии, ранее бывший креативным директором People Can Fly. Блог чрезвычайно полезен, в нем очень много обзорных статей по самым разным играм с точки зрения нарративного дизайна. Хотите разобраться, как строится погружение в играх, а что его может легко поломать — вам сюда.
  • Блог студии Frictional — его ведет Томас Грип, также креативный директор. Грип, также как и Хмеляж, очень заморочен на нарративном дизайне и погружении. Его игра Amnesia считается эталоном атмосферных игр ужасов.
  • 4 слоя нарративного дизайна — программная статья Томаса Грипа, едва ли не единственная методология нарративного дизайна, опубликованная вообще. Можно найти в любительских переводах.
  • Святой Грааль нарративного дизайна, или как рассказывать истории через геймплей — видео, доклад Адриана Хмеляжа, на английском языке. Собственно вся суть его подхода в концентрированном виде.
  • SOMA и потерянный слой нарративного дизайна — пост Хмеляжа по мотивам только что вышедшей игры Томаса Грипа, сделанной по методу 4х слоев. Важен тем, что тут Хмеляж описывает еще и пятый слой, а также говорит о том, почему метод 4х слоев — правильный, но не реализуемый в условиях современной разработки.
  • Game Maker’s Toolkit — крайне полезный ютуб-канал на английском языке с разбором значений и смыслов игровых механик.
  • What’s in a game?: A discussion of gameplay and narrative — программное видео от топового ютубера-игрокритика TotalBiscuit об игровом нарративе. На английском.
  • Я бы добавил к этому списку:
    Уильям Индик «Психология для сценаристов: Построение конфликта в сюжете» (ISBN 978-5-91671-265-0, 2014)
    Jeffrey Schechter «My Story Can Beat Up Your Story» (ISBN-10: 1932907939 ISBN-13: 978-1932907933)

    • Индик есть же )) а второе — это про что? :З Можешь сделать краткий обзор книжки и чем она полезна игровикам?

      • У меня в личном топе она (Шечтер) на первом месте среди учебников по структуре. Писать обзор я начал уже, но всё никак не дойдут руки дописать. Перевода книги на русский нет. Там 4 стадии становления героя: Сирота (1 акт), Странник (2 акт до Midpoint), Воин (2 акт после мидпоинта и начало 3го акта), Самопожертвование (конец 3 акта). Развитие классификации от Ролло Мэй, скрещенное с Воглером и Труби. Как-то так.

        У него ещё лекции есть на сайте, но они повторяют книгу на 90%.

        • отличное описание! Мне сразу очень прочесть захотелось. Сейчас внесу в список.

  • Роман Маршев

    За Роберта Макки в этом списке — вечное уважение ))

    • классика классики, куда же без него )))

      • Роман Маршев

        к сожалению, даже на эту классику мало кто опирается сейчас и забывает эти простые разжеванные истины (

  • Иван Михайлов

    Линда Сегер не использует трёхчастную структуру, поэтому в тексте ошибочка.

    Я бы добавил к этому списку:
    Дэвид Фримен «Creating Emotion in Games» — он повествует о внедрении характеров персонажей в игровой процесс.
    Jesse Schell «The Art of Game Design» (Искусство геймдизайна) — эта книга написана сугубо для улучшения геймдизайна, однако большинство советов можно применить и в сценаристике.

    • Джесси Шел уже в списке 😉
      Фримена включу, спасибо!

      • Иван Михайлов

        Блин, точно есть в списке. Я и не заметил)

  • Alexandr Mezin

    А Маша огромный молодец! Я очень рад, что ты наконец-то созрела и сделал этот сайт! Так держать!!

    • Спасиб! Да, дждва года с этой идеей носилась, все помощников ждала, а потом плюнула и сама запилила. Закон джунглей — если хочешь, чтобы что-то появилось, сделай это сам )))

  • Большое спасибо за подборку и за то что вы есть!

  • Cadmus

    А есть что-нибудь, чтобы вообще начать писать на русском языке? Я технарь — мне основы нужны.

    • Нора Галь вам хорошо заложит основы стиля, попробуйте ее. Можно не целиком даже, там пол книжки про перевод.

  • Накануне прочитал труд Леонида Жуховицкого «Как стать писателем за 10 часов», не знаю, потянут ли другие такой объем, все ж 20 страниц, не фунт изюму. Такой, знаете ли, конспект-памятка, набор-минимум для писателей и сценаристов «что такое хороший текст», на который потом можно осознанно добирать материал. Сугубо личное мнение.
    А почему Проппа нет? Или какой-нить адаптации его системы?

    • По той же причине, по которой и Кэмпбелла — это все-таки специальные труды по мифологии и фольклору, а не учебники.

  • Супер!

  • LonelyPacifist

    Полезный материал, спасибо!
    Только поправьте опечатку в слове BiowarE 🙂

  • Нил Ландау: Дорожная карта шоураннера
    Это книга для сценаристов сериалов, есть много важного именно о сериальной специфике.

  • Сборник Нарраторики «Как писать сценарии к играм» вполне тут к месту.
    Судя по зарубежным книгам, сборники эссе и статей очень популярный формат. Интересно, можно ли раскачать этот опыт в ежегодный альманах 8).