Мария Кочакова

Утреннее шоу
Сериал о metoo, ужасах капитализма, культуре отмены и лицемерии


Дотошный и многословный разбор двух сезонов
Преамбула
Бросилась смотреть сериал сразу, как он вышел. Остро интересовала тема Metoo. Потому что я и сама metoo по нескольким пунктам. Сейчас, спустя пару лет терапии, я уже спокойнее отношусь к сабжу. Да и негативные стороны, которые есть при любом перегибе, видеть начала. Кстати, сериал мне в этом помог.

Посмотрела первый сезон залпом. Потом сразу пересмотрела. Бывает со мной такое. Чистое наслаждение. Динамика, актуалочка, критика всего, включая самое себя, богические диалоги, драматургизм сцен уровня "педаль в пол". Все, как я люблю.

Я боялась смотреть второй сезон, потому что первый был сказкой. И когда начала, оказалось, что все, как я боялась. Подхода с четвертого продралась через первую серию. Посмотрела весь.

Хочу выговориться. Сразу про все. Спойлеры примерно всего.

_______

Для меня второй сезон УШ, как Subnautica Below Zero – механика та же, сеттинг тот же, но почему-то говно. И поскольку я разобралась, почему Белоу Зироу говно, теперь я хочу разобраться, почему второй сезон УШ говно. Если кратко: повторить самих себя не вышло. Нет цельности, темы, мессадж так себе, персонажи не те. Но обо всем по порядку.
Что "так" с первым сезоном "Утреннего шоу"?
Краткое содержание:

Утреннее Шоу – это программа новостей, которую смотрит вся Америка. 15 лет программу ведут Митч Кесслер (Стив Карелл) и Алекс Леви (Дженнифер Энистон), которых в общественном сознании воспринимают как папу и маму, мужа и жену. Сериал начинается с того, что Митча увольняют в связи с обвинениями в sexual misconduct – не знаю, есть ли аналог на русском, короче в связи с непристойным поведением, набором разных неправильных штук про секс, которые чувак делал на работе. Митча кэнселят. Это начало сериала. Первые 3 минуты.
Пока УШ пытается справиться со скандалом, вторая главная героиня Брэдли Джексон (Риз Уизерспун), тоже журналистка, но в задрипанном канальчике в глубоких ебенях, срывается на чувака во время репортажа, это выкладывают в сеть, ролик становится вирусным. Брэдли увольняют с работы, но приглашают на эфир в УШ. Там Брэдли замечает исполнительный директор UBA и глава департамента новостей Кори Эллисон (Билли Крудап). Долго ли, коротко ли Брэли становится со-ведущей Алекс на УШ.
И дальше понеслось говно по трубам. Стопицот интриг, скандалов, разоблачений. Сложные отношения Алекс и Брэдли. Поломанные судьбы.

Первый сезон заканчивается разоблачением президента UBA, то есть всего канала, и всей рабочей культуры шоу на тему все тех же sexual misconduct. И по большому счету сериал - это методичка о том, как себя на работе вести нельзя в мире "новой этики". Сразу скажу – я в этой методичке со всем согласна. И если вы нет, то лучше съебитесь и забаньтесь сами.
Основная тема сериала – Metoo с разных сторон
Перед нами проходит парад отношений Митча на работе.

1 – Митч и Алекс пару раз переспали, но ничего серьезного, да и как-то пофиг. Оба женаты. Друзьями оказалось быть лучше, чем любовниками.

2 – Миа – классическая любовница, встречалась с Митчем втихаря, была в него влюблена, в какой-то момент захотела закончить отношения и закончила.
3 – Эшли-минет в гримерке. Просто работница, с которой Митч заигрывал, потом подкатил-лапа-на-коленке-под-столом, потом собственно минеты в гримерке, в которых она боялась отказать, пойти настучать в HR тоже боялась, потому что Митч узнает (хотя по идее не должен), коллеги тоже всё знали и смотрели на нее как на говно. В итоге уволилась с поломанным самоуважением.
4 – Ханна – технически изнасилование. Почему "технически"? Ни разу не хочу обесценивать изнасилование, но боюсь, что действительно не всем мужикам будет понятно, почему это изнасилование. Она же не сказала "нет".
Я тут расписывать не буду. Сходите и посмотрите, или пересмотрите. История Ханны – красная нить сериала. Она подана с разных сторон. В том числе со стороны Митча, который "никого не насиловал".

Кроме самих баб Митча показана и культура молчания вокруг. Начальство дает повышения, чтобы женщины молчали. Коллеги относятся хуево. Даже женщины, особенно женщины. Все всё знают, никто ничего не говорит, звезде можно всё. Только упс, времена изменились, и теперь за такое увольняют. И кэнселят.

И я еще хочу подчеркнуть, что сериал – это не типа повесточка и актуалочка. Сериал – это реально исследование проблемы во всех ее сложностях и неоднозначностях. Этим и хорош первый сезон. Это цельное многогранное глубокое высказывание на острую тему, а не попытка набить себе очков за "правильную позицию". Это, кстати, критикуется в сериале.
Конструирующий принцип первого сезона
И как раз таки конструирующий принцип первого сезона - критика, критика критики, метакритика, самокритика. Короче, достанется всем. Всему современному американскому обществу, всей культуре телевизионных шоу, капитализму, культуре отмены, всем.
Лицемерие
И еще один важный стержневой момент, помимо заглавной темы и конструирующего принципа – сериал о лицемерии. 50 оттенков лицемерия. Учебник и путеводитель по лицемерию. Вечер встречи выпускников Слизерина. Лицемерие и амбиции, хождение по головам и ножи в спину, поголовная темная триада: нарциссизм, макиавеллизм, психопатия. М-м-м-м, обожаю.
Говорить "правильные вещи"
Особенно ярко лицемерие проявляется вот в этом вот "говорить правильные вещи".

Само Утреннее Шоу - это приличная уныло-позитивная приторная патока Легиона Благопристойности. Все улыбаются и машут. Все говорят правильные слова, эмпатичны, вежливы, скромны. Пока не выключаются камеры.

За камерами же все снова превращаются в нормальных людей, матерятся, сочувствуют Митчу, не испытывают иллюзий по поводу мира и людей.

То есть нам показывают все лицемерие мира, в котором на камеру говорятся только "правильные вещи" текущей повестки. И не дай бог Алекс скажет в эфире, что скучает по Митчу, по человеку, с которым проработала 15 лет каждый день бок о бок. Не дай бог кто-то узнает, что Алекс ездила повидаться с Митчем. Не дай бог кто-то увидит, что Алекс по-настоящему горюет и оплакивает резкое и бесповоротное крушение всей своей предыдущей жизни. Это же а-та-та. Алекс же сразу должно от Митча тошнить и фу-фу-фу, руки не подаст больше в жизни.

Ну не работает так, блять. Культура отмены - это мир розовых фей, какающих единорогами. Ты не перестаешь любить отца, который по пьяни задавил ребенка. Ты не перестаешь скучать по многолетнему напарнику, который перетрахал пол офиса. Особенно, если ты не видишь в этом биг диал. Ну вот положа руку на сердце. Давайте будем честными.

Честными в современном обществе быть нельзя. В современном обществе нельзя быть собой. Можно только вписываться в стандарт благопристойности. Но на практике никто в него не вписывается. Даже те самые люди, которые пиздят других людей за несоответствие этому стандарту.

Люди все равно убивают, пытают, насилуют, буллят, издеваются, мучают семью, травмируют детей, срутся друг с другом, срываются на слабых, трахаются на работе, используют секс как инструмент, врут, выбирают себя, преследуют свои интересы, зарабатывают бабки. И они не перестанут это делать, даже если "пристойное при-свете-дня общество" будет считать, что это неправильно и неэтично. Да ради бога. Это реально неправильно и неэтично. Но партия войны всегда бьет партию мира.

Об этом сериал. И это круто. Он показывает честность под маской всеобщего лицемерия. Он показывает, как добрые намерения оборачиваются дорогой в ад. Общество, которое пытается стать более здоровым и добрым, в итоге порождает токсичную и злую культуру. Превращается в собственную противоположность.


(но metoo все равно хорошая штука, и sexual misconduct делать на надо)


А, и еще одно. Вообще, насколько я заметила, что УШ, что "Скандал" (фильм 2019, это два почти одновременно вышедших высказывания о metoo) показывают, что на самом деле все эти громкие разоблачения и увольнения случаются вовсе не из-за реального поведения людей (звездам все можно), а из-за интриг и передела власти. Дело получает ход, только если ему этот ход дают сверху с какими-то иными, ничего общего с этикой не имеющими целями. Сорянчик.

В этом и заключается критика и критика критики. В показе ситуации со всех сторон и в показе нелицеприятной подноготной.
Итак, что в первом сезоне хорошо:

1 – Кори Эллисон

– (Мэгги) Ты планируешь корпоративный переворот?

– (Кори) Всегда. Ты который именно имеешь ввиду?
Я 100500 раз еще признаюсь в любви к Кори. Этот персонаж – однозначно мой персональный сорт героина. Амбициозная макиавеллистская слизеринская сучка. И я, конечно, на 100% пристрастна, но мне кажется, что Кори – это воплощение духа сериала.

Это комок трикстерской энергии. Как и всякий трикстер, он всем показывает их истинные лица, он высмеивает всю эту культуру и всех вокруг. Он буквально ходит и постоянно над всем и всеми ржет. Ему весело в самых напряженных ситуациях. "Хаос – это новый кокаин", ага.

Но не надо очаровываться, Кори – чистое зло. Это дух беспринципного и предельного капитализма. И хаос он монетизирует.

Его задача делать бабки на такой скучной вещи, как новости. Бабки – это реклама, а реклама там, где просмотры. Значит, нужно поднять просмотры. И делать это можно любой ценой. Даже ценой разоблачения главы канала в прямом эфире. Если из-за эфира не разгорелось войны в твиттере и люди не вышли с транспарантами на улицу – это был плохой эфир.

Понимаете, чем страшен Кори? Тем, что он монетизирует поляризацию общества. В тот момент, когда вы встали на одну из сторон любого лагеря и пошли за нее бодаться в любом формате, где-то там за черным экраном стоит такой вот Кори и потирает руки. Потому что ему нужно, чтобы вы не жили свою жизнь, были счастливы, успешны и продуктивны, его задача, чтобы вы СМОТРЕЛИ, ЧИТАЛИ, СИДЕЛИ В СОЦСЕТЯХ. Кому война, кому мать родна.

Вот монолог-манифест Кори (перевод мой):
– (Чип) Людям всегда будет нужна надежная качественная журналистика.

– (Кори) Люди получают ужасные новости прямо на свою ладонь 24/7. Они получают их тем способом, которым хотят, с той окраской, какую хотят. И это мерзкие новости, но у человечества от них зависимость и весь мир из-за них в депрессии. Поэтому сейчас на телевидении нам нужны не новости и не ебучая журналистика, а развлечение. Прям как во времена Великой Депрессии, когда люди хотели смотреть, как танцуют Фред Астер и Джинджер Робертс в дорогих декорациях, и жить в мире мечты. Миры мечты необходимы. Депрессивным людям нужен эскапизм, понимаешь? И как долго, по-твоему, канал мог ехать на сексуальной химии между Алекс и Митчем? Ну то есть, конечно, люди хотели видеть в них Маму и Папу, но люди также любят, когда им щекочут нервы. И всегда есть какая-то невысказанная сексуальная фантазия о со-ведущих, ведь так? Алекс сейчас как вдова Митча. И я знаю, что ты любишь ее, и она твоя подружка, но, видишь ли, никто не хочет видеть, как ебут вдову.
Кори вообще-то страшный человек. Я бы могла назвать его главным антагонистом, но на эту роль претендует в сериале еще дохуя народу. Не зря же сериал о слизеринских сучках. Антагонистами можно назвать и Митча, и Алекс. Но главный антагонист – тупое общество потребления скандалов. Woke Twitter. Social Justice Warriors (SJW). Стихия. Армия зомби. Им все равно, что и кого жрать, лишь бы кого-то жрать и чувствовать себя при этом рыцарями в сверкающих доспехах.

"Бредовое ощущение героизма принесло миру больше страданий, боли и смертей, чем человек может себе представить". Уилл Сторр, "Внутренний рассказчик"

Кори воплощает в себе одновременно и критику такого общества, и критику капитализма. Ну, в том плане, что он не сам его критикует, он и есть капитализм. Мы просто на примере Кори видим, какая это опасная и обаятельная монстра.

Билли Крудап получил за 1 сезон Эмми, кстати.
2 – Брэдли Джексон
Образ просто отличный. Как она себя описывает сама: 40-летняя, незамужняя, бездетная, политически независимая баба. А еще агрессивная.
– (коллега) Try to be more agreeable!
– (Риз Уизерспун) I AM FUCKING AGREEABLEEEE!!!!111

Перевод:

– Постарайся быть более приятной в общении.
– Я БЛЯТЬ ПИЗДЕЦ КАК ПРИЯТНА В ОБЩЕНИИ!!! (один в один наш обычный разговор с моим бывшим мужем)
Как мне нравится ее агрессивность! Это такая же кипучая-шипучая-хрустящая энергия, как и у Кори. Поэтому у этих персонажей такой офигительный дуэт, химия, притом на удивление не сексуальная, а какая-то экзистенциальная, что ли.

И они – противоположности друг друга. Кори - понятно, дух беспринципного капитализма, а Брэдли наоборот – предельно честный идейный борец за правду.

И пиздец как охуенно, что весь сериал они действуют заодно. Концептуальненько.

Кори мгновенно понимает, что Брэдли можно продать современной Америке только в путь. Брэдли пользуется властью Кори, чтобы делать правильные (без шуток) вещи.

Темный маг и светлая жрица. Вечная история.

Да, любовь между ними была бы трагична и невозможна. Но мы еще об этом поговорим.
_____

Кроме того, мое сердечко греет история гадкого утенка Брэдли. Она не вписывается в свой маленький провинциальный мир, ее там не видят, не ценят и наоборот считают дурой какой-то ебанутой. Но вот она приезжает из Шира в Ривенделл, и крутой исполнительный директор, второе лицо первого канала видит в ней "это". Она не гадкий утенок, она прекрасная лебедь, просто жила до этого в курятнике. Очень мне нравится, что Кори ее разглядел, и верил в нее и поддерживал, когда никто не верил и не поддерживал, пока ее не разглядели наконец-то и другие. Это прям милота. Понятно, что у Кори были свои резоны, далекие от альтруизма.
3 – Алекс Леви
24-каратная сучка, снежная королева, альфа-самка без берегов. Невероятно сочный персонаж. Может на себе весь сериал держать.
Алекс – один из лучших антагонистов в истории кино, ящитаю. Примерно на одном уровне с Долорес Амбридж, но еще страшнее. Потому что в отличие от Амбридж, мы Алекс периодически жалеем, сочувствуем и очень часто понимаем.

Но вообще-то она крайне неприятная личность. Она пиздит себе, лицемерна с окружающими, мелочна, завислива, эгоистична и эгоцентрична, классический нарцисс и предельный токсик. Она дамажит всех окружающих, вытирает ноги о близких, использует всех и при этом врет себе самой, всегда в белом стоит красивая, самая правильная и честная в своих глазах. Ну красота-же! (а как правдоподобно)

Не покупайтесь на бровки домиком Дженнифер Энистон. Если вам в какой-то момент стало ее жалко – она вами пользуется, чтобы в следующей же сцене показать, насколько все это крокодильи слезы. За метаморфозами Алекс и ее эмоциональными метаниями туда-сюда можно наблюдать вечно (на самом деле нет, во 2 сезоне запороли даже это).
4 – Моральные терзания Чипа
Чип – еще один мой любимый персонаж. Чип – это исполнительный продюсер новостей и бывший личный продюсер Алекс. Чип и Алекс нежно дружат и горой друг за друга. Чип нервный, небритый, иногда мерзкий, а иногда человечный, но в конце дня - такая же слизеринская сучка, как и остальные.

Про моральные терзания вот две идеальных реплики из сериала:
Кори Чипу: "Удачки с этим твоим моральным компасом".

Мэгги (стремная матерая журналюга) Чипу: "Таким, как ты, позволено иметь моральные терзания, только когда это выгодно кому-то из начальства".
Это Чип подставил Митча. Чтобы сохранить на шоу Алекс, которую хотели уволить, потому что ее рейтинги идут вниз (причина вражды Алекс и Кори). Но потом тот же Чип будет готов подставить Алекс, чтобы уже не уволили его. В это же время Алекс предает Чипа, чтобы ее саму не уволили. Мои любимки.

У Алекс и Чипа есть две прекрасные сцены.

В первой Чип, уже предавший Алекс, звонит ей и спрашивает, как дела, его мучает совесть. Алекс, уже предавшая Чипа, отвечает, что все ок, ее мучает совесть. Оба молчат в трубку. Оба предали друг друга, но оба еще не знают, что другой тоже их предал.
Вторая более кинематографична. Алекс спускается по эскалатору со встречи, где окончательно согласилась на увольнение Чипа. Одновременно Чип поднимается по эскалатору навстречу Алекс и на встречу, где, он знает, его сейчас уволят. Алекс отводит взгляд. Чипи понимает, что она его продала. Она едет вниз, он едет наверх.
5 – Все диалоги Кори и Бредли
6 – Все диалоги Кори в принципе

Тут я даже комментировать не буду. Я просто вырежу их, склею и буду использовать как домашнее порно.
– (Кори) Хэй, Джексон. Здесь Бог. Давай-ка пофиксим твой гардероб. Того, кто его выбирал, нужно уволить.
– (Брэдли) Его Алекс выбрала.
(напомню, Кори хочет уволить Алекс еще до начала сериала, они враги)

И еще мой любимый монолог, про отработку ущерба от скандала с Митчем.
Кори –Чипу:
– Когда танкер Эксон Валдиз напарывается на риф и выливает 10 миллионов галлонов твоей нефти в океан, ты типа бросаешь все, что бы ты там не делал, и летишь на Аляску. И если я позволю себе довести метафору до конца, ты не улетаешь, пока не убедишься, что каждого лосося и каждую выдру отскоблили дочиста. Так что мы будем скоблить ебучих выдр, Чип. Нам это не понравится. И выдрам тоже. Но я буду рядом с тобой, бок о бок, пока мы не закончим. Не важно, сколько времени и сколько мыла на это уйдет.
Речевая характеристика Кори:
  • Он всегда приветствует человека, называя его по имени
  • Он говорит очень быстро и очень экспрессивно. Быстро и много жестикулирует
  • Он постоянно использует метафоры, разворачивая их до предела
  • Он всегда улыбается, а когда не улыбается, то сдерживает улыбку. Но буквально в паре мест можно увидеть его настоящий взгляд, и он пиздец страшный.
7 – В принципе многие диалоги сериала
Они хлесткие и смешные, даже когда это буквально переброска парой реплик с персонажем-статистом. Особенно первые серии. Во втором сезоне вам такого не отсыпят.

Чип и Рина бегут по коридору. Чип натыкается на сотрудника.
– Блять, Джоэл, выбери сторону!
– Я на твоей стороне, Чип!
– Сторону коридора, блять!
И вот таких вот милых штук там миллион. Хотя в каком-нибудь средненьком сериальчике даже запарываться бы не стали такими угарными микро-сценками.
8 – Алекс с дочерью орут друг на друга
Еще одна великолепная блестящая сцена – ссора Алекс с дочерью. Дочь в обиде на Алекс из-за ее развода с отцом. Дочь винит в разводе Алекс, и она абсолютно права. Теплый невротик Давенпорт рядом с холодной нарцисской Алекс, у него не было шанса.

Алекс приходит к дочери мириться. Она плачет и вся такая в раскаянии. Дочь ей, мол, мама, знаешь, у меня вот сейчас нет моральных сил с тобой возиться и тебя утешать. На что Алекс орет – Fuck you, дочка!
Дочь охуевает. Ну нормально, нет? Родная мать на полном серьезе послала нахуй! Потом шикарный монолог Алекс про то, как дочь сломала ей жизнь и порвала пизду (я не шучу), в конце которого уже дочь на полном серьезе посылает нахуй мать. Занавес.
9 – Дуэт Алекс и Кори
А это просто милота и любовь. Две обербляди

("оберблядь" по словарю русского мата – невыразимая, чрезвычайная, сверх всякой меры, страшная, абсолютная, донельзя, до крайности, до упора блядь, супер-блядь)

ненавидящие друг друга, нежнейшими голосами поют дуэт из Суинни Тодда "Nothing's gonna harm you" про то, что "никто тебя не тронет, пока я рядом, я прогоню всех демонов, ты в абсолютной безопасности рядом со мной".

Там еще подтекст такой у песни, что с одной стороны ее поет мальчик маме, потому что искренне хочет ее защитить, а потом эта же мама поет ее мальчику, когда хочет усыпить его бдительность, чтобы потом убить.

Это просто пир духа какой-то. Люди, которые знали контекст (а не погуглили его после, как я), наверное выли в голос, когда смотрели.

А тот, кто написал эту сцену, гений.
10 – Драматургические пики
Первый сезон, как я уже говорила, очень динамичный и очень плотный. В каждую серию происходит столько событий, сколько в ином сериале в сезон. А весь сезон занимает примерно три недели внутриэкранного времени.

Увольнение Митча – Алекс делает объявление о Митче – Интродьюс Брэдли на забастовке – Первое интервью с Брэдли – Алекс приезжает к Митчу – Алекс выбирает Брэдли соведущей (все же поняли, что Кори это подстроил? Потому что Кори в лучших традициях Мизинца никогда не колется о своих интригах, скормняша) – первый эфир Брэдли, где она факапит – интервью с жертвой Митча – пожары в Калифорнии – и так далее, и так далее…
11 – Охуенная динамика сцен
Брэдли – Ханна – Митч

Ханна идет к Митчу и наконец-то говорит ему, что то, что он сделал, было не окей. Митч орет на Ханну, мол, ты взрослая умная баба, хера ли ты поперлась к начальнику-мужику в номер ночью? Брэдли приходит к Ханне поговорить о Митче, та сперва спокойна, потом ее распидорашивает в хуи. Ханна после этого, ну мы помним.
(минутка здравого смысла: по логике Митча, женщине в номер к начальнику лучше не заходить, а если зашла, то будь готова к сексу, а чего хотела, сама напросилась. Мужчины же животные, с ними наедине умной женщине лучше не оставаться, не провоцировать тем, что у нее есть первичные и вторичные половые признаки)
12 – Ну и еще одна пара, Клэр и Янко
Клэр – еще один мой любимый персонаж, после Кори, Брэдли, Алекс и Чипа. Молоденькая horny англичанка (о, этот акцент!), ассистент продюсера, которая ебется с ведущим погоды вдвое старше ее.

Это как раз другая сторона – милые внештатные отношения на работе, добровольные, радостные, сперва тайные. И Янко – нормальный чувак, который хочет пойти заявить об отношениях в HR, чтобы официально встречаться, а не ныкаться по темным углам.

Такое тоже показывают. Разное показывают. В том и дело, что показывают "как нельзя" на фоне "как можно", даже если это не вполне правильно. Совсем уж правильно – вообще на работе отношений не мутить. Но будем реалистами – все так делают.
Заключение по первому сезону
Короче, нет предела моей любви к "Утреннему шоу". Персонажи, сцены, диалоги. Костюмы опять же. То красное платье-штаны Алекс. Манера Кори носить пиджаки на джинсовые рубашки. Вечно мятый Чип.
Первый сезон идеален.

Первая серия первого сезона идеальна. Я ее могу пересматривать бесконечно.

_________________________________________________________
А теперь – что не так со вторым сезоном "Утреннего шоу"?
Ну, во-первых, он очень занудный. Астрологи объявили месяц улиток, и динамика сериала снизилась вдвое. Многие сцены приходится подгонять 5-секундной промоткой. Потому что ничего в них не происходит. Только герой трагично пялится в пространство. Так показывают его МОРАЛЬНЫЕ ТЕРЗАНИЯ (тм) или СТРАДАНИЯ (тм).

Краткое содержание и основные темы:

Кори управляет сетью UBA. Алекс уволилась. Брэдли ведет новости, но не вывозит. Кори решает вернуть Алекс в пару к Брэдли. И хотя все вокруг, включая нового директора департамента новостей Стеллу, говорят ему, что это плохая идея, он гнет свою линию. А Алекс тащит за собой еще и Чипа. Вся пати в сборе.

Митч тем временем живет отшельником в Италии. На дворе 2020. В Китае какая-то там новая болезнь, но импичмент Трампа всем гораздо интереснее.

Второй сезон посвящен уже не только metoo, хотя оно не уходит со сцены. Должна вот-вот выйти книга мерзкой журналистки Мэгги Бреннер, где она окончательно закатает Митча в асфальт и Алекс вместе с ним.

Чтобы получить от Митча письменное свидетельство, что секса между ними не было, Алекс втихаря летит в Италию. Секс, напомню, был. Но если не дай боже кто-то узнает, то Алекс закэнселят.

Я вот реально этого не понимаю. Ну то есть у чуваков был секс 10 лет назад. Да, мужик оказался мудаком, и на нем как минимум один действительно тяжкий грех - Ханна. Но я не понимаю, почему Алекс так упорно боится кэнселинга за секс 10-летней давности, пусть из оба именили на тот момент своим супругам. И походу не зря боится.

С Митчем тем временем происходит переоценка себя и ценностей. Смерть Ханны сильно на него подействовала. Наконец, дошло. Долго ли, коротко ли, Митч попадает в аварию, которой мог бы избежать, и фактически кончает жизнь самоубийством.

А что Брэдли? Брэдли превратилась во вторую Алекс. Еще она начинает встречаться с клевой теткой Лорой Питерсон. Все бы хорошо, но инфа об их романе утекает в сеть, и Брэдли принудительно аутят, выпихивают из шкафа (outing, от coming out – раскрытие ориентации человека против его воли).

Кори безответно и безмолвно влюблен в Брэдли. В конце сезона он признается ей в любви.

Понятное дело, в процессе поднимается цунами короны. Из всех персонажей нам пока показывают, что тяжело болеет Алекс.

А кроме короны и metoo начинает все громче звучать тема расизма.

Итак, мы видим, что вместо одной четкой и ясной, предельно сфокусированной темы (metoo), нам тут наваливают еще пачку. И ЛГТБ, и расизм, и корона, и культура кэнселинга. Надели все лучшее сразу. Или побежали сразу во все стороны, что как раз тут уже выглядит, как попытка угнаться за повесточкой.
Конструирующий принцип – Fuck you
В первом сезоне очень много сцен, где герои орут друг на друга и кроют хуями. Это очень задорно и бодренько, особенно на фоне приторно-добродушного имиджа их шоу. Во втором сезоне орать "Fuck you" друг другу – это уже конструирующий принцип.

Мне показалось, что весь сезон в принципе снят для того, чтобы все друг друга послали нахуй. Каждый персонаж каждого персонажа. Будете смотреть, посчитайте для интереса.

______________

Но больше всего меня бесит между строк прочитываемый месседж:

нас меняют только смерти.

Смерть Ханны изменила Митча, Кори, Алекс. Смерть Митча тоже изменила всех, кого могла.

Подумайте на минутку, был бы у персонажей духовный рост и арка трансформации, если бы никто не умер? Ханну бы отправили в рехаб, а Митч полежал бы на ИВЛ, например, и выздоровел?

Не думаю. Тот момент, когда "педаль в пол" создает токсичное послание. Что только смерть разбудит нас.

___________

Есть во втором сезоне и хорошие месседжи. Я не только ругать буду. Там есть клевые моменты, безусловно.

Что из посылов мне понравилось:

  • Критика культуры отмены
Тут она звучит набатом. И Алекс, которая мечется, как газель по джунглям, перспектива кэнселинга ее пугает до усрачки. И Митч, которого всеобщее осуждение наконец-то ломает. На похоронах Митча другой закенселенный чувак, вообще-то реально мерзкий тип, все же говорит важные слова: в причинах смерти уже надо писать cancel culture.

Мир, где нельзя увидеться с другом, даже если он мудак. Мир, где нельзя появиться на похоронах друга, даже если он был мудаком. Я, правда, не очень понимаю, как это работает. Тем более, что подавляющее большинство людей живут по совсем другим правилам.

  • Критика негатива к белым-гетеросексуальным мужчинам
Ну как бы мы все (надеюсь) понимаем, что гегемонии БГМ приходит конец (на самом деле нет, все равно у БГМ 100% мирового богатства, а значит и власти в принятии решений), ну хотя бы в культурном плане. И это в целом здоровая тенденция – считать голоса женщин, не-белых, людей нетрадиционной ориентации. Они, в конце концов, тоже существуют в этом мире. Да, даже женщины (простите меня, я пристрастна в силу биологии).

Но игнорировать волны хейта в адрес ВСЕХ белых-гетеросексуальных мужчин уже не получается. Это же бред какой-то. Опять же из-за сотни-другой реально могущественных людей, определяющих политику и преследующих свои интересы (что, в целом, понятно, хоть и неприятно) вешать коллективную вину на всех мужиков – ну-ну. Знаем, плавали.

В сериале есть одна совершенно богическая сцена, где в дико критической ситуации ассистентка Алекс отказывается дать Чипу информацию о местонахождении Алекс и орет на него, что он, мол, самовлюбленный БГМ, вокруг эго которого вертится весь мир. Делает она это в священном негодовании и амоке радфем оптики.

И мы понимаем весь бред, потому что ситуация реально критическая, и гендер там реально не при чем вообще.

Потом эта ассистентка узнает, что вообще-то Алекс может быть мертва, и рыдает. Надеюсь, это научит ее расставлять приоритеты между радфем-повесткой и реальными проблемами.

Я подчеркну, что это радикальный феминизм, а не феминизм. Я себя идентифицирую как феминистку и искренне считаю, что we all should be feminists. Феминизм – это не про ненавидеть мужиков и небритые подмышки. Это про избирательное право для женщин, равную оплату за равный труд и чтобы девочек не кастрировали в Африке. И чтобы хватать женщин за коленки, шлепать по жопе и игнорировать "нет" в сексе (она же просто кокетничает и вообще "сама напросилась") везде считалось зашкваром, а не милым флиртом.

Еще один эпизод связан с Янко, который кстати латинос. Янко видит, как на азиатку Стеллу орет белый мужик, мол, убирайся в Китай со своей мышиной болезнью. Янко вступается за Стеллу (она вообще кореянка), слово за слово мужики подрались. И как бы Стелла не была благодарна Янко, она вынуждена его отстранить от работы.

А, до этого его еще Woke Twitter чмырил за культурную апроприацию, когда Янко назвал сурка Фила своим тотемным животным. Он же не коренной индеец. Он не может ни в шутку, ни метафорически употреблять термин "тотемные животные".

Короче, достается всем по всем возможным повесткам. Это хорошо. Вернее хорошо то, что показывают, до какого абсурда может дойти культура кэнселинга. Ну, мы это видим сейчас каждый день в новостях.

  • Критика ЛГТБ-повесточки
Именно "повесточки", а не повестки. Тут вот прямо красиво прошлись по лезвию ножа.

С одной стороны, есть Лора, которую N лет назад уволили за то, что она лесбиянка. И это зашквар.

С другой стороны, все ЛГТБ сообщество однозначно осуждает принудительный аутинг Брэдли. Это тоже зашквар. Все-таки глубоко личное дело – демонстрировать свою ориентацию или нет.

С третьей стороны, после аутинга Брэдли мягко намекают, что она теперь может выгодно использовать свою гомосексуальность для продвижения по службе, потому что ну вы знаете, квоты. Хрен ее кто уволит теперь. Тех, кто осмелится, Woke Twitter забьет ногами нахуй.

Брэли, конечно, в шоке и отказывается. Но само предложение, как вы понимаете, демонстрирует лицемерие подобного подхода. Мол, объяви себя геем, чтобы получить преференции в современном мире. А не чтобы быть собой и жить, не боясь, что тебя посадят на бутылку агрессивные гомофобы в подворотне.
Хорошее про персонажей
Еще, имхо, во втором сезоне удались два персонажа – Лора и Алекс. Всего два, ага.
Лора Питерсон – матерая красивая журналистка, любовница и напарница Брэдли. Реально очень крутая. Особенно мне нравятся ее границы. Видно, что она сильнее и устойчивее Брэдли. И что Брэдли цепляется за нее, как за спасательный круг. Об Лору Брэдли реально могла бы протерапироваться, стать психологически здоровее. Их отношения, имхо опять же, хороший мастер-класс по тому, как надо их выстраивать.
Алекс – это Алекс. Ее сложно испортить. Она цельная роскошная оберстерва.

Единственное, мне показалось, что во втором сезоне ее истерики стали утрировать. В отношениях с Митчем повторяется прежняя динамика – наорать, обнять, поплакать, побольнее пнуть.

Особенно это утомляет в серии про Митча. Она приезжает к нему холодной бездушной стервой. Потом возвращается и рыдает. Они проводят вместе чудесный вечер, вспоминая былое. А потом ТВ опять вываливает очередной кусок обвинений Митча, кстати, на этот раз беспочвенных, и Алекс, что называется, отмораживается, а потом и вовсе фигачит его тяжелой артиллерией отвержения. Уже не первый раз такая последовательность. Ну такое.

Я еще вернусь к хорошим сценам в конце поста, чтобы изобразить бутерброд с говном. А теперь пойду выть, ныть и разоряться на тему, что они сделали с УШ?!?!?!?!
Что вы сделали с Кори?!?!?!?!
А здесь. Ну я не знаю. Нет слов. Кори, которого вы узнали и полюбили всей душой за то, что он фантастическая, макиавеллистская, сучка, этого Кори больше нет.

Кори второго сезона – это унылый грустный тип, который смотрит собачьими глазами вслед Брэдли, и принимает глупые решения только для того, чтобы что? Ценой логики собрать команду персонажей вместе?

Где Кори, которого интересовали рейтинги, переизобретение ТВ, хаос – новый кокаин?

Где Кори, который лыбится постоянно, даже когда его никто не видит?

Где Кори, которому психопатически плевать на последствия, потому что он знает, что выйдет сухим из воды? Да даже если и нет, то повеселится в процессе.

Кори из 2 сезона всю свою темную триаду где-то растерял. Теперь он эмпатичный котик, который стремится сделать доброе дело ценой своей карьеры.

_________________

Вот это вот проблема 2 сезона. Создатели испугались и похерили весь свой теневой трикстерский запал. Самое забавное, что сюжет 2 сезона это отражает. Герои внезапно стали… добродетельны? Что? У них внезапно отрасли западно-европейские либеральные ценности?

Я ради интереса почитала критику УШ. Критики критикуют критиканство первого сезона. Мол, фу-фу-фу, какие все аморальные. Так мы потому и смотрели!

Нам почему антигерои нравятся? Потому что мы можем выгулять через них свою темную сторону. Мы же в основном стремимся к тому, чтобы быть добрее, терпимее, чутчу, бережнее (ну, я надеюсь, что кто-то к этому стремится). Стать лучшей версией себя. И это правильно. Нехуй свои фрустрации выливать на окружающих. В мире столько говна, что распространять любовь вместо ненависти – это реально круто.

Но агрессия никуда не девается. Она должна выплескиваться. И если мы хотим, чтобы она выплескивалась экологично, то мы ее направляем на преодоление препятствий, спорт, видеоигры и антигероев.

Я посмотрю, как Шерлок Камбербэтча хамит всем в лицо и порадуюсь. Сама хамить не буду. Мне дороги отношения с людьми. Но посмотреть-то, как человек делает то, что мне нельзя, можно.

Также и тут. Лично я хочу посмотреть на вечер встречи выпускников Слизерина, а не на Легион Благопристойности. Верните мне сучку-Кори. Уберите Кори-моральные терзания.
Ханна
Я уже говорила про "нас меняют только смерти". Смерть Ханны поменяла персонажей бесповоротно. Особенно, почему-то Кори. С какого, собственно, хуя?

Я верю, что смерть Ханны повлияла на Митча. Вот тут – да. Ты думал, что у вас секс по согласию, а это оказалось изнасилование, которое сломало жизнь хорошему человеку. Это может привести к серьезное переоценке ценностей и желании искупить вину.

Но Кори-то тут причем? Что он Гекубе, что ему Гекуба?

С какого фига он ездит по ебеням, чтобы сделать хорошее дело? Ну, он там типа репутацию компании защищает. Но это все подано так, как будто ему реально не плевать. Как будто моральный компас отрос за 8 месяцев.

Не верю.

И так у всех. Ханна была хорошая. Поэтому персонажи должны правильно отнестись к ее смерти. Хоть один бы сказал, что плевать на мертвую сучку. Это же недостоверно. Если шоу изначально про лицемерие, но какого черта персонажи больше не лицемерны?
Брэдли
Брэдли поглупела, позвездела, превратилась в Алекс-2. За 8 месяцев?

"Я вернула тебе работу!" – орет она на Кори. Мы потом узнаем, что, конечно, нет. Фред, глава UBA, которого разоблачили в конце 1 сезона, вернул Кори работу в обмен на золотой парашют. Хоть Фред остался самим собой.

Кори не говорит об этом Брэдли, потому что с высоты своего белого пальто Брэдли не одобрила бы. Кори-1 не сказал бы этого в любом случае, потому что не Брэдли это дело.

Но сама Брэдли? Она реально так наивна, чтобы считать, что если она, 3 недели проработавшая в новостях, поорет на совет и потребует вернуть Кори, его вернут? Да ее изначально брать не хотели и считали, что это ошибка. Особенно после ее косяков с абортами. Брэдли бы полетела с канала с ускорением ежика. Но нет – нам же нужно собрать героев под одной крышей, и мы это сделаем ценой логики.

Что за булшит.

Брэдли – такая же карикатура на саму себя, как и Кори.
Чип, Клэр, Мэгги – нет
То же самое касается и остальных моих любимых персонажей.

Чип теперь всецело за Алекс. Он был одним из игроков в Игре Престолов. А тут совершенно перестал быть самостоятельным персонажем.

Клэр вообще нет.

Мэгги из хитрющей тетки стала просто девайсом-побесить-Алекс. Брэдли разводит ее, как у ребенка конфетку отобрать. А в первом сезоне Мэгги наводила ужас на всех, включая Кори.
Весь эпизод Митча "как надо", моральный горизонт событий, closure
Митч проходит классическую арку искупления. Через депрессию, одиночество, раскаяние. Красивый эпизод, полностью посвященный ему, также как в 1 сезоне был отдельный эпизод, посвященный произошедшему с Ханной. Такой параллелизм.

Но меня все это время не отпускала одна дурная мысль – уж больно все "как надо". Чтобы искупить свою вину – а Митч, конечно, должен искупить свою вину, мы помним, что 2 сезон про то, как все змеюки 1 сезона отрастили себе моральный компас, стали хорошими, и вообще МОРАЛЬ победила - так вот, чтобы искупить свою вину, Митч делает все словно бы по методичке искупления вины.

Это несколько портит впечатление. Именно так искупление вины снимали бы на самом УШ в старые-добрые времена всеобщего пиздежа и лицемерия, если бы хотели кого-то оправдать в глазах общественности.

Но есть тут и любопытная деталь. Моральный горизонт событий.

Троп "моральный горизонт событий" – это черта, которую персонаж переходит, совершив по-настоящему непростительный поступок. Черта, за которой его уже нельзя оправдать. Как правило, этой чертой оказывается убийство невинных людей.

Например, Раскольников не потому терзается, что мерзкую старушку зарубил, а потому, что заметая следы, зарубил и беременную Лизавету.

После пересечения морального горизонта событий персонаж, как бы он не искупал свой поступок, обречен на смерть логикой художественного вымысла. Вы обратите внимание как-нибудь. Все плохие герои, которые становятся хорошими по ходу дела, почти 100% умирают в финале, обычно жертвуя собой ради спасения хороших героев и проходя таким образом арку искупления до конца.

Так вот. В УШ-2 моральный горизонт событий для Митча – это не убийство, не своими руками во всяком случае, а изнасилование и то, что он фактически Ханну к самоубийству подтолкнул, во всяком случае сорвал на ней злость очень не вовремя.

Любопытная деталь. Возможно, в мире новой этики моральный горизонт событий расширится и включит в себя новые пункты.
Персонажи-награды
Еще один дурацкий, с моей точки зрения, момент – это персонажи-награды.

Ну то есть вот есть у нас герои, которые заслужили себе отдушину, пострадали. Ну давайте, как в фанфике, придумаем им пару, которая бы утешила нас, зрителей, иллюзией справедливого мира.

Такова Паола – подруга и любовница Митча в Италии. Такова безымянная невеста Чипа. Да и Лора для Брэдли тащемта тоже из этой серии.
Но особенно Паола. Вы же понимаете, насколько это несамостоятельный персонаж? Просто Митч, несмотря на свои секшуал мискондант, все-таки charming piece of shit (как его называет в 1 сезоне Брэдли). Ну нельзя же совсем его загнобить. Надо же какую-то зрительскую отдушину. Поэтому вводим немолодую и не такую оттюненную, как Алекс, тетку, которая скрасит Митчу последние дни. И запишет его покаяние, чтобы потом показать миру и хоть немножко оправдать.

Мне вот интересно, а что было бы, если бы Митча все-таки оставили мудаком в отрицании? Зачем, ну серьезно, зачем проводить всех персонажей через искупление к свету? Чтобы они все стали хорошими, правильными, добродетельными? Зачем Митча, зачем Алекс, которую сейчас явно переменят страдания и смерть Чипа от ковида (вангую)? Зачем Кори? Зачем? Зачем?

От антиморализаторства сериал перешел к морализаторству. Такое ощущение, что создатели испугались, насколько правдоподобный серпентарий у них вышел, а заодно и критики Woke-общества (я прочитала парочку осуждательных статей).



Ну и еще парочка плохих сцен в довесок.
1 – Повтор сцены Алекс-Чип - Алекс-Митч
Помните, как Чип поднимался на эскалаторе, а Алекс спускалась. Сцена фееричная в своей красоте. Тут есть аналог – Алекс едет по ночной дороге в одну сторону, Митч в другую. Они оба расслаблены и умиротворены, но тут видят машины друг друга, узнают, и тут же скукоживаются и замыкаются. Через пару км Митч попадает в смертельную аварию. А Алекс в общем-то потом поймет, что она последняя, кто видел Митча в живых. И своим отвержением тоже подтолкнула его к фактически самоубийству.

Не, наверное, планировалось, что это красивая симметрия и сцен, и Митча-Ханны. Ну, может, и так. Может, я просто битчу, потому что мне весь сезон 2 не нравится.
2 – Паола приходит к Кори
А вот это уже полная тупость. Чужая тетка прорывается в офис к главе канала и уговаривает его в пиздец острый момент дать ей минутку и показать ЧТО-ТО ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ. Исповедь Митча.

Ну вот если бы она ему так и сказала – мол, чувак, у меня тут на флешке предсмертное интервью с Митчем, я бы поверила, что Кори остался бы и ее выслушал. А вот это вот У МЕНЯ ЧТО-ТО ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ. Детский сад какой-то и неправдоподобно.
3 – Признание Кори в любви
Не само признание. Тут-то ладно. А сама сцена – Кори и Брэдли в разгар эпидемии ищут брата-наркомана Брэдли, просто на рандоме бегая по бомжатникам. И Кори вдруг начинает в лучших традициях ромкомов ("I'm just a girl, standing in front of a boy, asking him to love her.", ага) на весь бомжатник признаваться Брэдли в любви. Да еще так бодренько и позитивно. Мол, смотри, мир, я люблю ее! И мне плевать, я люблю ее! Ура! Ура!

Что вы сделали с Кори? Зачем вы это с ним сделали?

Нахуй вам никакой Эмми не видать за это позорище.

Почему любовная линия Кори-Брэдли обречена

Именно потому, что они идейные противоположности. Это любовь между Эддардом Старком и Мизинцем, ну. Она может быть очень заряжена и эротична. Там может быть охуенная химия, но они оба не выдержат друг друга. Максимум это будет любовь-ненависть с постоянными качелями, расставаниями и примирениями.

Я еще все-таки думаю, что такой персонаж как Кори (разлива 1 сезона) не очень может любить. Как и Алекс. По темной триаде: нарциссизм-макиавеллизм-психопатия, Алекс обладает ярко выраженными первыми двумя, а Кори вторыми двумя.

Я искренне считала, что Брэдли его забавляет и нравится своей свежей, сочной агрессивностью, но серьезно испытывать к ней чувства – тут бы началась его арка трансформации, и это бы стоило целого сезона. А не межсезонья за кадром – не верю. Вообще ни на минуту не верю Кори из 2 сезона.



_________________________

Все, ладно. Выпустила пар.

Закончу хорошими сценами.
Хорошие сцены

1– Алекс и Чип срутся в машине

Эта сцена, пожалуй, стоит того, чтобы пережить 2 сезон. Мне кажется, она стоит всего сезона.

Чип забирает Алекс из аэропорта. Она только что узнала о смерти Митча, а Чип до этого переживал, что Алекс и сама погибла в той аварии. Они едут ко вдове Митча, сообщить ей первой. Алекс видит 100500 пропущенных от Чипа, пока он волосы на жопе рвал и искал ее. В какой-то момент Чип не выдержал и наорал эпохальное голосовое о том, какое же Алекс говно.

Чип умоляет Алекс не слушать, Алекс слушает прямо при Чипе и тоже на него орет. Они орут друг на друга.

FUCK FUCK FUCK FUCK I HATE YOU I HATE YOU TOO NO I HATE YOU.

И так целую минуту. Помните конструирующий принцип сериала - крыть всех хуями? Тут он достигает своего апогея. Но тут это эпично. Красавчики. Без шуток.
2 – Кори в больнице
Один маленький моментик на полсекунды.

Как только становятся известны подробности о ковиде, Кори моментально футболит от себя всех на социальную дистанцию, а вокруг стола в рабочем кабинете ставит пластиковый аквариум.

И вот Кори и Брэдли бегают ищут ее брата. И находят его в больнице, Кори остается ждать Брэдли в приемном покое. Вокруг ад, толпы народу, все кашляют. И тут до Кори доходит…
3 – Алекс не дает Брэдли бросить брата
Лора, со всеми ее хорошими границами, говорит Брэдли, что пора бы уже дистанцироваться от семьи, которая упорно втягивает ее обратно в треугольник Карпмана. И она права, между нами говоря. Но брат Брэдли реально попадает в беду. И именно Алекс, еле дыша из-за короны, говорит Брэдли, чтобы та не бросала семью. Права и она.

Мне просто нравится, что именно Алекс оказывается тут ментором для Брэдли. А Лора наоборот, на левом плече.

__________



Напоследок самый недооцененный персонаж обоих сезонов – Рина, секретарша Чипа. Она охуенная.




Фух. Я дописала. Если вы это дочитали - вы герои. Зачем вам это было нужно? Что вы делаете со своей жизнью?



Тем, кто дочитал до конца - бонус. Лучше моменты Кори.
Made on
Tilda