Алексей савченко

Курс по строительству миров

Автор конспекта: Анна Панова

Лекции №№4—6.
Лекция №4 Номенклатура
I Теоретическая часть

Символы
Самый первый способ осознания мира вокруг себя — это фиксирование смыслов и символов.
С точки зрения восприятия мир — упорядоченная система символов и значений. «Всякий символ заключает в себе образ, но не сводится к нему, поскольку подразумевает присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Образ и смысл образуют два элемента символа, немыслимые друг без друга. Посему символы существуют только как символы (а не как вещи) только внутри интерпретаций». Дионисий Ареопагит — символы есть предметы, которые передают «истину Божественной сущности», не отображая её непосредственно, но представляют собой «несходные подобия» («О небесной иерархии»; III, гл.II, 4).

Язык
Язык — сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Язык является активным медиумом коммуникаций, методом сохранения знаний, трансляции восприятия в мир и доступным каждому инструментом создания культуры, смыслов, методов познания мира и его изменения вокруг себя. Мы поверхностно воспринимаем язык, забывая о том, что он содержит в себе примерно всю этнографическую историю нашей конкретной цивилизации на общей карте мира. Язык — основа магии и религии в мире, который вы собираетесь разрабатывать.

Архетипы
Архетипы формируют язык и то, как они взаимосвязаны с символами. Инстинкты — физическое и материальное. Архетипы — психическое поле (Юнг).
По Юнгу люди, у которых много психической энергии, способны на творческую деятельность и могут формировать что-то новое. Культура — это трансформация архетипов посредством символов.

Что почитать по теме:
«Комплекс/архетип/символ в психологии К. Г. Юнга» Иоланда Якоби,
сборник «Человек и его символы» (Юнг и последователи его школы).

Примеры архетипов:
Правитель
Творец
Исследователь
Бунтарь
Волшебник
Все архетипы перечислены здесь.

Наименование
«Сначала было слово».
Протоязык — это особый язык, который творит всё материальное, как только ты называешь что-то. Концепцию протоязыка можно использовать на практике, чтобы определить то общее, что объединяет всех разумных живых существ в вашем мире (см. практическую часть).

Коммуникации
Коммуникации позволяют совершать информационные транзакции. Информация и её распространение непосредственно влияет на события в мире.
Что почитать по теме:
Роберт Т. Крейг «Теория коммуникаций как область знания». Хорошая отправная точка для изучения типов коммуникаций, проблематики разных теорий и предложений унификации.

Накопление знаний
Без языка накопления знаний не существует. Говоря о знании, мы чаще всего подразумеваем отражение действительности в сознании человека.
При создании собственного мира нужно помнить, что знания далеко не всегда научны. Смежное со знанием понятие — интуиция. Это знание без понимания того, как оно получено. Частое использование интуиции в произведении — это такое же клише, как амнезия главного героя. В то же время хорошая интуиция — это не просто способность случайно угадывать, а маркер накопленных знаний и опыта. Это можно использовать.

Этнолингвистика
Этнолингвистика — это один из инструментов, которые вы будете использовать в практике.
Этнолингвистика — это дисциплина, сформировавшаяся «на пересечении этнографии и лингвистики для изучения взаимоотношений между этносом, языком и культурой, а также для выявления роли языка в этнической культуре, обществе и в отдельных этносоциальных группах».
Пример: гостеприимство. Язык позволил воспринимать каждого случайного посетителя дома не как врага, а как гостя. В языке это нашло отображение в том, что слово «враг» перестало использоваться для обозначения любого незнакомца. Незнакомец стал по умолчанию восприниматься нейтральным человеком. Он становился врагом только в том случае, если не выполнял установленный протокол (если хозяин дома впустил меня, я должен поклониться три раза, разуться и сказать определённые слова).

Язык и общество
- связь происхождения языка с происхождением общества;
- социальное расслоение языка;
- сознательное воздействия общества на язык и его функционирование;
- социальные компоненты в структуре языковых единиц.
Всё это должно найти отражение в языке, который вы создаёте для мира. Нужны особые слова и грамматические конструкции, характерные только для одной или нескольких групп в обществе. Это обогащает мир и даёт почву для создания неожиданных и/или юмористических поворотов и сцен в истории.

Язык в пространстве и времени
Имена:
1) О. Шпенглер «Время рождает пространство, пространство же убивает время». Как существа, которые общаются в вашем мире, связаны с пространством и временем.
2) М. Бахтин «Вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов».
Теоретически пространство восприятия времени и пространства должно быть универсальным, но на самом деле методы выражения этого восприятия разнятся от культуры к культуре. У одного из первобытных племен нет вообще в языке категории времени — всё обозначается через привязку к месту и физическому расстоянию.

На практике это позволяет создать множество интересных ситуаций.


II Практическая часть

Протоязык
Эту штуку необязательно вставлять в вашу историю, она может быть создана исключительно для внутреннего пользования и понимания того, как ваш мир, на момент описываемых событий, стал таким, какой он есть.
1. Сначала создаём концепцию (отталкиваемся от места расположения ваших существ — они живут на земле, в горах, в море и т. д.).
2. Нужно понять физиологию и место жизни. Представьте, как бы вы начали познавать мир, поставив себя на место этого жителя. Например, если это будут подводные жители — русалки с жабрами.
3. Как протоязык будет звучать?
В нашем примере звуки, которые издают русалки, будут булькающими. Первое, что
видят эти люди — это дно, у них нет представления о небе.
4. Определяемся с алфавитом
Тут можно взять за основу русский или английский алфавит, чтобы было попроще.
5. Выстраиваем грамматику
6. Определяемся с тем, как будут передаваться в языке понятия о пространстве и времени.
7. Определяемся, если нужно, с числами, суффиксами, спряжениями и прочим.
8. Определяемся со строением предложений (насколько они могут быть сложными, порядок слов будет фиксированный или нет и т. п.).

Упражнение
Создаём язык на основе шагов выше, пишем на нём коротенький текст, даём почитать друзьям, собираем фидбэк.

Разделение языков на семьи
После того, как разработан протоязык, необходимо какое-то событие (катаклизм), которое разделит вашу единую землю.
Дальше определяемся:
- в каких условиях язык начал адаптироваться в каждом случае?;
- какие внешние факторы оказали воздействие?;
- какие внутренние факторы оказали воздействие?
+ Хотя бы чуть-чуть прикидываем, как этот процесс проходил во времени.

Активные и мёртвые языки
Они нужны, чтобы ваша история стала ещё интереснее:
- какие из ваших языков активны?;
- как работает база знаний в активных языках?;
- есть ли база знаний мёртвых языков?;
- как развиваются активные языки сейчас и как они будут развиваться в будущем?;
- даёт ли знание мёртвых языков какое-то преимущество?
Например, это может быть преимущество главного героя. Что если он один может читать какие-то неведомые каракули и получает из этого ценную информацию?

Взаимодействие и влияние

- как взаимодействуют общества или носители разных языков? Война, торговля, оккупация и т. д.;
- есть ли общий язык?;
- как язык влияет на стратификацию в обществе?;
- социальные компоненты;
- экстраэлементы языка как идентификаторы свой-чужой;
- потенциальное «магическое» содержание языка.

Работа с символами
- ключевые и повсеместные символы;
- религиозная символика;
- символы власти;
- тайные символы;
- идентификация символами (пример из реальной жизни — символ веры как способ определить «своего»).

Формирование номенклатуры

К этому этапу можно отнестись как полноценному словарю или энциклопедии. Разбиваем наименования по группам: герои, расы, оружия, горы, реки и т. д.

!!! Локализация. Если в мире игры есть что-то такое, что может быть локализовано неверно (пример: переводчик не знает выражения You're nuts! и переводит его как «крепкий орешек»), надо обязательно в документации такие слова отмечать и разъяснять.

Разработка фигур речи

- дополнительные смыслы;
- пророческий язык;
- поговорки, высказывания, народные мудрости;
- почему что-то сравнивается с чем-то?;
- развитие фольклора.

Формирование слоёв восприятия
- языковые барьеры;
- разделение свой-чужой;
- антагонизм символов;
- ритуальные значения;
- священные законы.

Ещё о герое
Герой — это своего рода маг. Его язык — это основной инструмент. Герой пришёл в локацию, с кем-то поговорил, локация изменилась и никогда не будет прежней.
Герой как голос мира. Герой — это чувак, который всё время транслирует то, что по каким-то причинам не могут транслировать другие.

Язык и физиология
- определяемся с тем, как физиология влияет на язык;
- какие есть фонетические конструкции;
- каковы взаимосвязи с внешними факторами климата и географии.
Лекция №5 Пространство и время
I Теоретическая часть

Ощущение
Мы все по-разному ощущаем пространство и время. У всего есть своё место, но всё подвергается изменениям. Время и пространство неразрывно связаны с ощущением реальности.

Религия и мифология
Важно разделение на мифическое и эмпирическое время.
Мифическое время — это то, что относится к истории сотворения мира, его законов и правил. Герои мифического времени — демиурги.
Эмпирическое время — это текущее время и историческое время.
Те, кто создают миры, в основном пользуются этим подходом ко времени.

Философия
Почитать по теме у Платона и Аристотеля.
Время — это категория несовершенства (его всегда не хватает, оно неразрывно связано с распадом и т. д.).
Вечность — это элемент совершенства мира богов (там никто не меняется).
Время и вечность противопоставлены.
Первичное определение времени по Аристотелю — это миродвижение.

Св. Августин: время — это психический феномен восприятия, память прошлого и ожидание будущего. Время линейно и необратимо.

Ньютон: абсолютное время. Оно течёт равномерно и не имеет ни начала ни конца. Это базовая величина.

Лейбниц: время — это способ созерцания предметов внутри монады (души в данном случае).
Монадология — научно-философский труд. Всё в мире делится на монады (крупные и мелкие, осознанные и неосознанные). Супермонада — это бог, а каждая душа является его отражением.

Кант: время — априорная форма созерцания явлений (продолжается вектор Лейбница).

Бергсон: время не существует без предметов. Форма проявления длительности и познание времени доступно лишь интуиции. Длительность — постоянное расширение прошлого, вбирающего в себя настоящее и будущее.

Хайдеггер — «Бытие и время» (1927).

Наука
В классической физике время — это абсолютная величина, априорная характеристика мира, ничем не определяемая. Закон сохранения энергии является следствием однородности времени. Уравнения механики Ньютона и электродинамики Максвелла симметричны относительно времени. Время в этих дисциплинах обратимо.

СТО (специальная теория относительности) — пространство и время теряют свою самостоятельность и выступают как отдельные стороны пространственно-временного континуума (почитать про пространство Минковского). Причинно-следственный порядок событий во всех системах отсчёта не изменяется. Каждая материальная точка имеет своё собственное время, не совпадающее с собственным временем других материальных точек. Пространство-время четырёхмерно, непрерывно и связно.

ОТО — общая теория относительности (время рядом с чёрными дырами протекает по-другому).

Две важные концепции:
B-теория (бэ-теория) и А-теория.
Согласно Мак-Таггарту, время можно охарактеризовать двумя различными, но взаимосвязанными способами. С одной стороны оно может быть охарактеризовано как прошлое, настоящее и будущее и описано в естественных языках, таких как английский. С другой стороны, оно может быть описано в категориях — раньше, позже и так далее. Сторонники б-теории утверждают, что будущее не менее реально, чем прошлое, мы просто знаем о нём меньше. Сторонники а-теории утверждают, что будущее не является таким же фиксированным и определённым.

Этернализм
Объективного течения времени не существует.
Будущие события уже существуют.
Уникальность настоящего под вопросом, а скорость течения времени субъективна. Этернализм считает все моменты во времени и в любой системе отсчёта реальными.
Прошлое и будущее — направления, а не состояния. Почитать про мультиверс у Эверетта. Этернализм нам интересен, потому что мы в любом случае будем использовать инструментарий этой теории.

Почитать и посмотреть Хокинга про время и Вселенную.


II Практическая часть


В вашем мире
- на какую теорию вы опираетесь?;
- линейно ли время (если вы играетесь с экстрасенсорными способностями или путешествиями во времени, то ваше время не линейно)?;
- затрагивает ли ваша история разные исторические периоды?;
- как выстроены взаимосвязи между событиями в мире?;
- статичны ли координаты событий и объектов вне присутствия главного героя?
Если вы хотите создать более интересную историю, то вы можете создать такую систему, при которой решения героя будут влиять на те локации, куда герой ещё только собирается прийти. Либо использовать генератор случайных чисел, чтобы определить, в каком состоянии будет локация, в которую герой придёт.

Герой — агент изменений.
Герой как центральная точка восприятия пространства и времени.
- движется ли герой во времени и движется ли время вне главного героя?;
- меняя координаты и совершая события, меняет ли герой только видимый спектр событий (это к вопросу о том, статичны ли координаты объектов вне присутствия главного героя)?;
- если игроков много, как их действия влияют на действия других игроков в глобальном мире?
Здесь можно проанализировать опыт онлайн-РПГ. Например, персонаж одного игрока может убить торговца, но для другого игрока этот же торговец предстанет живым в локации.
- течёт ли время для всех игроков и персонажей одинаково?

Законы континуума
- все ли герои и существа подчиняются законам пространства и времени в одинаковой мере (суперспособности, боги и подобное)?;
- ускорение и замедление глобального течения времени автором (те же боги, особые локации, где время течёт по-другому и так далее);
- как время меняет мир (изменения погоды, приливы-отливы и так далее)?;
- изменяется ли время с изменением пространственных координат?;
- подвержено ли пространство и время естественным изменениям?
Например, ваш сеттинг разворачивается в ускоренной вселенной или ваш персонаж сначала живёт в реальном времени, а потом стареет на год за один день.

Границы и неоднородность
- как обусловлены границы пространства, если они есть (процедурная генерация, апдейты, длс)?;
- однородны ли законы времени в мире? Каково обоснование этой неоднородности (хрестоматийный пример — «Интерстеллар»)?;
- статичны ли границы и неоднородности?
Например, если персонажи ожидают катаклизм, то все спускаются под землю и живут под землёй следующий сезон.
- статичны и однородны ли данные правила в разных глобальных отрезках времени и пространства?
Лекция №6 Заключение и напутствия
Мир, который вы придумываете — это система. При этом когда вы «выпускаете» мир, с ним начинают взаимодействовать игроки, и эта система начинает развиваться независимо от вас — её создателя.

Когда мы говорим о саморазвивающихся системах, нельзя не говорить о кибернетике.
Андре Мари Ампер определял кибернетику как науку управления государством.
Норберт Виннер определял кибернетику как науку о закономерностях получения, хранения и преобразования информации в сложных системах. Этими вопросами занимается кибернетика первого порядка.

Кибернетика 2-го порядка: каждый индивидуум создаёт собственную реальность в согласовании со своим чувственным.

Кибернетика 3-го порядка: самоорганизация, цифровой мир, среды, методики управления, отвечающие на вызовы современной реальности.

Гордон Паск: информация в контексте кибернетики — это не только абстрактные знания и научные факты. Это любая информация, получаемая из окружающей среды (излучение звёзд).

Что почитать про это:
Владимир Лепский — экономическая кибернетика саморазвивающихся сред. Кибернетический манифест.

Деловые, ролевые и общественно-социальные игры. Все они — это попытка организации систем.

Если мир уже запущен и интерактивен, он уже не может зависеть от воображения одного автора. Участники Фэндома — соавторы истории.

Все знания, которые даёт этот курс, нужны для того, чтобы задать какие-то общие правила и шаблоны, чтобы задать определённый толчок. Потом правила могут нарушаться и меняться. Диктатура автора — это плохо. Автоматизация и децентрализация — это хорошо. Это особенно касается MMO и произведений с огромными фэндомами.

Взаимозависимости. Они есть всегда, но мы не можем контролировать все потоки зависимостей. Конфликты здесь неизбежны. В таком случае нужно следить за общей гармонией повествования и настроением игроков. Это тоже инструмент для развития и эволюции. В целом чем больше взаимозависимостей показывает ваша симуляция, тем круче.
Made on
Tilda