Сценарий компьютерной игры: формат?

 

Никакого сценарного формата в компьютерных играх нет. 

Имеется ввиду, такого, как в кино, где выверено все вплоть до кегля.

Почему так вышло? 
Потому что формат записи кино для игр не канает. Он подходит для катсцен, но не подходит для квестов, геймплейных диалогов, развилок, и т.п.

Для чего вообще нужен формат? 
Совершенно точно не для того, чтобы написать сценарий игры.
Чтобы писать, формат не нужен. Его нет у прозы: роман, рассказ — условные понятия, измеряемые «на глазок». Его нет у стихов: белый стих, рифмованная проза, 100500 вариантов рифмовки сонета…

Поэтому, если вас от написания сценария для игры останавливает только то, что вы не знаете как пишутся сценарии игр, у вас проблемы. Вы, видимо, и не хотите ничего писать.
(Николай Дыбовский, например, все свои игры пишет на бумаге А4 шариковой ручкой. И про формат никого не спрашивает)

Формат нужен не для того, чтобы писать, а для команды. 

Собственно потому же самому существует киношный формат. Чтобы огромной куче других людей было удобно работать с одним и тем же документом. Это экономит время. Там, где в производстве контента (кино, игры) задействовано множество людей, скорость становится критически важным параметром.
Поэтому закономерным вопросом будет не «какой формат у сценариев игр», а «в каком формате сценарий нужен этой конкретной студии, этому конкретному разработчику, этому конкрутному проекту».

Excel и Word
Большинство разработчиков для сценария игры используют Excel и Word. Или их аналогах — например, Google Docs и Google Sheets.
Word для общей истории, lore и вообще больших кусков прозаического текста.
Excel для квестов, диалогов, описаний всего, чему нужно описание.

Это справедливо для любой платформы и жанра. Так пишут и мобилки/социалки, и ААА. Как пишут инди, черт его знает — каждый в меру своей фантазии, наверное. Я пишу в Excel и Word.

Почему Excel? 
(Это тоже постоянно спрашивают)
1. Потому что с экселевской таблицей квестов (с диалогами, описаниями, ремарками к действию) кроме сценариста работают геймдизайнеры, локализаторы, звукачи…
2. Потому что он есть у всех. У каждого на компе, ноуте или планшете. В гуглодоках. Другим членам команды не придется устанавливать новое ПО, которое к тому же может быть еще платным.

Как писать сценарий в Excel? 
Так, как это удобно вам и команде на каждом отдельно взятом проекте. Серьезно, у меня под каждый проект новая, отличная от других таблица.

Это, к примеру, Message Quest, поэкранный сценарий:

Просто, как 5 копеек. Тут только та инфа, которая нужна мне и команде. Документ существует чисто для структурализации материала.

Квесты1

Это уже таблица квестов из «Пиратов. Сундук мертвеца», фермы. Есть ID квеста, название квеста, описание в шапке, реплика персонажа при взятии, подсказка и этапы, которые тоже в этой игре прописывались текстом. Цветокодирование синим тут чисто для эстетики, а желтый и оранжевый означал места, где нужно что-то изменить.

А вот внутриигровые боевые тексты (диалоги и подсказки) будут написаны совершенно иначе. Там будет упор на локализацию + ремарки для включения анимаций, проигрывания звуков и пр.

script_Deus Ex

script3

А это например скриншоты сценария Deus Ex от Мэри ДеМарли. Первый — это вся игра целиком со всеми выборами и развилками, расписанная одной огромной экселевской портянкой. Второй — приближение, где видно подробное описание одной сцены.

У каждого свой формат под свой проект. Все это подчиняется сугубо практическим целям, имеющим мало общего с творческими порывами.

Квесты в Excel 
Вот болванка для социальной игры «Пираты. Сундук мертвеца». На каждый ивент мы делали новую таблицу с уникальной нумерацией.

А вот болванка для социальной игры «Райский Сад».

 

Те же яйца, вид с боку, но отличия есть. Например в Райском Саду НПС мог говорить при взятии квеста и при сдаче. А в Пиратах только при взятии. В Пиратах была уникальная подсказка на каждый квест, а в Райском Саду были типовые, подставляемые геймдизайнерами при настройке.

 

И вот в таких нюансах всё дело, когда составляете таблицу для своего проекта. Какие у вас квесты? Сколько в них этапов? Как происходит взятие/сдача квеста? Есть ли там диалог? И так далее.

 

Если все это нужно локализовывать, имейте это ввиду при составлении таблицы. Если надо озвучивать — тоже. В каком формате вы будете это распечатывать для актеров? Как и где будете писать для них ремарки? Учитывайте все нужды продакшна, когда думаете о том, как записать в формате сценария великолепный сюжет своей игры, первоначально написанный хоть на глиняных табличках.

 

Как узнать, с каким форматом сценария будет удобно работать команде?

 

Спросите их. Покажите ваш привычный формат. Спросите, какая информация нужна им для их работы. Придумайте как впилить все это так, чтобы было быстро и удобно всем. Просят писать катсцены в киношном формате, с Courier New и столбиками диалогов по центру — пишите так. Просят в виде таблицы Excel — вы знаете, что делать.

 

Удачи вам с вашей игрой!