Онлайн-конференция — День 2

Пожалуйста, оставляйте вопросы спикерам в комментариях к записи.

Часть 1 — с 10-00 до обеда

10-00 — Александр Молчанов “Самодисциплина для сценаристов”

11-00 — Ярослав Кравцов «История игры как история разработки игры»

12-00 — Ресса Шварцвальд «Аудио-нарратив: инструменты для всемогущества»

13-00 — Елена Трускова «Искусство вдохновения»

 

Часть 2 — с 15-00 до 18-00

15-00 — Алина Браздейкене и Евгений Пузанков «Writers’ Room — что это и как с этим жить»

17-00 —  Закрытие. Маша Кочакова “Нарраторика и ее секретный план. Как обучать сценаристов и нарративных дизайнеров в XXI веке”

 

Второй поток онлайн-курсов Нарраторики — осталось 18 мест!

  • Денис Ровкин

    Жду недождусь начала О.О

  • Всем привет!

  • Sergey Filatov

    Ждем-ждем )

  • Доброе утро!

  • Максим Голутво

    Доброе утро всем!

  • Vasya Edomin

    Привет

  • Ivan Dobysh

    Доброе утро, чатик!

  • arhiza

    доброе утро

  • Tatiana ElinDi

    Утро доброе! Ура второй день!

  • Маша чуть-чуть не выспатая, но энергичная:)

  • SleenFloft

    Хаюхай

  • Samuel Anderson

    Hi there!

  • Ксения

    фрилансер, работаю дома

  • Фрилансер. Работаю дома)

  • Максим Голутво

    Фрилансер, ибо остальные варианты точно нет 🙂

  • SleenFloft

    Обучаюсь.

  • Sergey Filatov

    Наемный работник. Но из дома

  • Кирилл Мещерский

    Студент я. Подкидывают друзья работу — работаю

  • Офис.

  • Anton Radus

    Офисный наёмник

  • Ivan Dobysh

    Наёмный работник из дома

  • Vasya Edomin

    Я являюсь балбесом. Пока не работаю.

  • Yelena Batova

    фрилансер

  • Игровой сценарист, нарративный дизайнер, работаю в студии на удаленке.

  • SleenFloft

    Если кому-то нужен сайт:
    http://shichenga.ru

    • Виталий Кабанов

      Спасибо

  • Кирилл Мещерский

    Короче да, доброе утро всем в этом чатике.

    • Денис Ровкин

      Доброе

  • это не лень, это креативность

  • Хорошая книга про удаленную работу — Remote. Офис не обязателен http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/remote-office-not-required/

  • Анастасия Владимировна

    Да, есть такое

  • Анастасия Владимировна

    Это во всех сферах применимо)

  • Анастасия Владимировна

    ++

  • Yelena Batova

    Я в таких случаях включаю волшебное приложение Cold Turkey и работаю без всяких фб, твиттеров и тп.

  • Максим Голутво

    Всё предельно понятно.

  • Кирилл Мещерский

    Более чем понятно, да

  • Sergey Filatov

    Хорошие способы. Ясно

  • Виталий Кабанов

    Понятно

  • Vasya Edomin

    Понятно

  • Tatiana ElinDi

    Прекрасные советы) Примерно такие же с собой работаю.

  • Иван Магазинников

    Я выработал такой прием: вечером придумываю предложение или какую-то мысль, но ее не записываю, а стараюсь до сна над ней думать. Додумать до такой степени, чтобы эта мысль «жгла руки». И тогда с утра включая ноут хочется первым делом её записать. Ну а там уже главное не останавливаться…

    • Максим Голутво

      Эх, у меня плохо с памятью, поэтому предпочитаю сразу же всё записывать. Особенно то, что пришло во время принятия ванн.

  • Кирилл Мещерский

    Ну да, когда уже надо заканчивать работать — я начинаю писать сцену и останавливаюсь предложении на втором, или на начале диалога, чтобы с утра было что продолжать, чтобы в работу войти быстрее.

  • На Е3 показывают трейлер моей охрененно крутой игры! И я такая как Тони Старк в смокинге выхожу на сцену ^_______^

  • Денис Ровкин

    Заходить в компьютерный клуб, и видеть что школота сбегает играть в созданную мною игру 😀

  • Максим Голутво

    Я хочу оставить наследие после себя! Что-то, что могло бы принести смысл! В игровой индустрии, конечно же.

  • Кирилл Мещерский

    Я сижу в офисе с открытыми окнами вместе с другими игровыми сценаристами и мы вместе придумываем реально крутые решения для ААА игры.

  • Tatiana ElinDi

    Не испытываю финансовой зажатости при разработке и могу воплощать все что хочу ^^

  • Иван Магазинников

    Угу. Вот только сейчас тираж книги уходит за 3-4 месяца и допечаток не делают ) И если я нахожу свою книгу на полках год спустя — то это плохо, а не хорошо.

  • Денис Ровкин

    Открыл ютуб, а топовые обзорщики дают 9/10 :

  • Виталий Кабанов

    Вижу отзывы о моей шикарной игре, её называют искусством.

  • Ксения

    отправляюсь в рекламный тур со своей игрой:)))))

  • Кирилл Мещерский

    :DD

  • Денис Ровкин

    Чайник расплавился?) Лол, шикарно 😀

  • Кирилл Мещерский

    Жиза про квадратики.

  • Кирилл Мещерский

    Чертова Аленка.

    • Максим Голутво

      Развращает сценаристов.

  • Денис Ровкин

    Мне послышалось что он сказал «куплю себе раба»?

    • Виталий Кабанов

      Неплохо было бы такой подарок для себя сделать)

    • айпад там был ))) но раб тоже неплохо. Пока Дейенерис не прилетела.

  • Anton P. Kolosov

    А что делать, если представленная картинка реализуется с точностью до наоборот? 🙂

  • Иван Магазинников

    Это долгосрочная мотивация, она не всегда работает. Надо придумывать краткосрочные: я вот пока не допишу главу, вентилятор не куплю взамен сломанного. На улице 30

  • Samuel Anderson

    Where are you sitting now? 😀

  • Tatiana ElinDi

    я так уже полгода пытаюсь дохудеть, чтобы купить себе кроссовки за труды XD

  • Анастасия Владимировна

    Да-да, пока все расставишь, уже работать не хочется))

  • Tatiana ElinDi

    трубы зато не шуршат)

  • Кирилл Мещерский

    Ну 10 страниц в день это еще терпимо.

  • Кирилл Мещерский

    Я мемесы смотрю обязательно. Посмотрел мемесов в интернете — и работать легче 😀

  • Денис Ровкин

    Чаёк считается?

  • Ксения

    работать захотелось очень сильно:) Прям, хоть все бросай и иди пиши!!!

  • Tatiana ElinDi

    А я кофе варю и ставлю кружку. потихонько пью, пока не закончится пишу, закончилась — перерыв

    • Денис Ровкин

      Закончилось, иду за следующей чашкой. (чашка — 0.5л)

      • Tatiana ElinDi

        во-во!) тоже бидончик кофейный)

  • Александр

    Котика жалко 🙁

  • Sergey Filatov

    При вдохновении кот сильно крупнеет )

  • Денис Ровкин

    Подключаю второй монитор. Если монитора 2 — время работать, если 1 — можно отдохнуть.

    • Кирилл Мещерский

      Второй монитор сломался 😀

  • Я делаю артикуляционную гимнастику :З

  • Александр

    Зарядка + английский на сайте дуолинго

  • Ксения

    кот — это бизнес ангел, который помогает работать:)

  • Linver

    Сразу начинаю думать, если возьму ручку и блокнот

  • Анастасия Владимировна

    Со свечой тоже пробовала) в принципе, работает) Теперь буду осознанно это использовать))

  • Sergey Filatov

    Определенная музыкальная группа. E Nomine. Под неё почему-то пишется хорошо.

    • Александр

      У меня Wardruna

  • Tatiana ElinDi

    Ежедневник заполняю перед началом работы и расписываю сколько часов на что и события)

  • Денис Ровкин

    Отдельный ноут для порно? Лолват?

    • Тоже ржу. XDDD

    • Максим Голутво

      Не переживаешь о хистори xD

  • Tatiana ElinDi

    Музыку еще включаю из Мор.Утопии) Она размеренная думать не мешает) под нее хорошо Аналитику писать

    • Виталий Кабанов

      Да, музыка из Мора не отвлекает и способствует работе

  • Денис Ровкин

    Ну, у меня 2 доски, для фломастеров и для записок, помогает сосредоточиться

  • Ксения

    хлопок в ладоши и секундная мантра

  • Если и для работы, и для отдыха нужен производительный комп — накладно получается =(

    • Денис Ровкин

      Особенно если работаешь с 3d модельками :’c

  • SleenFloft

    Какая книга?

  • Михай Чиксентмихайи

  • Ivan Dobysh
  • Иван Магазинников

    Я раньше писал 2 страницы книги в качестве разминки перед работой. Птом пришлось придумывать ритуал чтобы сесть за эти 2 страницы. Начал писать план на день. Теперь нужен ритуал чтобы сесть за этот план…

  • Анастасия Владимировна

    ))) дааа

  • arhiza

    знакомая картина) особенно если фрилансер-женщина

  • Кирилл Мещерский

    КЭСИК 🙁

  • Tatiana ElinDi

    Я завожу таймер, на 1-2 часа, и на это время не реагирую ни на что. Пока не зазвенит таймер, меня фиг оторвешь. Ни на какие сообщения не отвечаю. Фриланс приучил)

  • Иван Магазинников

    Дааааа, как это знакомо «ну ты же все равно дома сидишь» ) Пришлось жену отправить пожить к маме, пока не разгребу текущие проекты.

  • Anton P. Kolosov

    На тему «не отвлекайте программиста»

  • Денис Ровкин

    Зашёл включить музычку, итог — читаю тупые посты вк :c

    • Tatiana ElinDi

      или сообщений ворох ><

    • Максим Голутво

      Все мы такие…

  • Александр

    Ну фиг знает, для меня это небольшая разгрузка, которая позволяет чуть отвлечься. В результате эффективно работаю до 16 часов подряд.

  • Linver

    Пишу ночью. Для здоровья паршиво, но не нужно воевать с домашними.
    Плюс мозг немного уставший, не хочет отвлекаться

    • Максим Голутво

      Вот. у меня также. Жена ложится спать в полночь, а я около трех. Три часа остаётся только на себя. Работает очень хорошо.

  • Александр

    Хм, прерывания ассоциируются со змеей. Жена прерывает. Со временем, когда подходит жена, будет странная реакция… 😀

    • Tatiana ElinDi

      Табличка не беспокоить?)

  • Иван Магазинников

    Я целый месяц делал так. В итоге стало очень грустно ) Половина «рабочего» времени уходит вникуда

  • Денис Ровкин

    Паять — отдых?

  • Александр

    Сходить на турники, потягать штангу, если основная работа — программирование — отдых?

  • Кирилл Мещерский

    Ну, говоря откровенно, не знаю. Я написал 10 страниц — посмотрел серию сериала, или видео какое-нибудь. И дальше работать, потому что так жить проще.

  • Денис Ровкин

    Приведи примеры цели недели, месяца, 3х месяцев и года, пожалуйста

    • Денис Ровкин

      У нас не совсем сериала… а если ассоциировать с игрой?

      • Виталий Кабанов

        Написать главу, цепочку квестов, может?

      • Неделя — локацию, месяц — уровень, 3 месяца — 3 уровня, показать на конфе, год — всю игру

  • Tatiana ElinDi

    на неделю имеет смысл ставить цели? Или слишком маленький промежуток. У меня иногда задачи неделями плавают)

  • Сколько годовых целей оптимально ставить?

  • Tatiana ElinDi

    У меня каждый день расписан, но иногда ввиду каких-то вещей все едет в тар тарары, переезжает со дня на день и потом рву волосы от того, что все поехало. И потом эти сугробы загребаю в конце недели, и переутомляюсь.

    • Денис Ровкин

      Четвёртый месяц планы не съезжают дальше чем на день. Как бы не сглазить…

      • Tatiana ElinDi

        у меня по написанию статей уйма часов долга ( из-за болезни

  • следует разделять работу и творчество и соответственно подходы к тайм менеджменту??

  • Anton P. Kolosov

    По поводу радужной картинки светлого будущего для мотивации: а что делать, если результат диаметрально противоположен представленному? Все ругают игру итп.

  • Александр

    План на неделю: найти девушку, жениться и развестись. Та еще неделька выйдет 😀

    • Денис Ровкин

      И всё чтобы плюнуть в тёщу 😀

    • За месяц можно всю жизнь прожить 🙂

  • Ясно, спасибо!

  • Денис Ровкин

    Спасибо за познавательный вебинар

  • Кирилл Мещерский

    Да, спасибо, Александр.

  • Tatiana ElinDi

    Шикарный вебинар. Но теперь просто жажду знаний по блочному планированию (

  • Анастасия Владимировна

    Вот-вот. Если конечный страх смерти? Как его видоизменить?

    • Денис Ровкин

      Умереть от стыда на сцене? Быть растерзанным фанатками?

  • Максим Голутво

    Спасибо огромное за вебинар! Это было невероятно полезно.

  • Aura

    Спасибо!

  • Виталий Кабанов

    Спасибо Вам, Александр! Очень интересно и полезно

  • Samuel Anderson

    Very interesting

  • Ксения

    Огромное спасибо, Александр!

  • Anton P. Kolosov

    Спасибо!

  • Tatiana ElinDi

    Шикарно начали!

  • Анастасия Владимировна

    Очень здорово) Спасибо, Александр!)

  • Западный и восточный подход:)

  • Денис Ровкин

    Хочется чтобы вся конференция остановилась, заряд мотивации дал сделать сценарий и потом продолжить

    • Tatiana ElinDi

      предварительно убить соседей и людей, чтобы не нарушали поток)

  • Anna L.

    Александр действительно зарядил энергией с утра. Спасибо!

  • Smash Bash крутой

  • Денис Ровкин

    Ура! Весёлые слайды! :3

  • Анастасия Владимировна

    Все тут кошатники))

    • Денис Ровкин

      Я за ёжиков. Я кот который за ёжиков, воть

  • Вот сайт Славы
    http://leaden.ru/language/ru/

  • Денис Ровкин
  • Анастасия Владимировна

    Разве вызовы не сам себе придумываешь? Или везде кусаются ограничения?

    • Вызовы есть всегда и обычно мы себе придумываем, что их нет.

  • Ivan Dobysh

    Лепропривет Ярославу!

  • Покажите котэ!

  • Анастасия Владимировна

    Так это ваша кошка)) я уж испереживалась, что с моим случилось))

  • Linver

    Ближайший лудум в конце августа: http://ludumdare.com/compo/

  • Alexandr Chebotkin

    Что почитатать по левел дизайну ? Какие ресурсы ?

  • Сайт SMASH BASH
    http://smash-bash.com/

  • Tatiana ElinDi

    что-то подлагивает

  • Александр

    Звук пропадает 🙁

  • Анастасия Владимировна

    Зависает

  • Иван Магазинников

    Выглядит похоже на Battle for Wesnoth

    • Я пока ещё не разобрался в этой магии, когда в нашей игре люди видят что-то, что мы не закладывали, но что у них вызывает чувство ностальгии и ощущения похожести. Мне это нравится :о)

    • Vasya Edomin

      Мне напоминает Adwance Wars

  • Максим Голутво

    Способов-то много, а можно конкретнее немного? Круглые столы и прочее. Где их можно найти? Не ездить же каждый раз в столицы с Дальнего Востока.

    • Ездят на конференции и с дальнего востока, очень часто.
      Но можно самому собрать мероприятие в своем городе.
      Но можно завести блог и делиться полезностями.

    • Много способов, как продвигаться онлайн, но ни один из них не заменит личного общения. Во-первых, личное знакомство сильно упрощает дальнейшее общение онлайн, так как ты для собеседника уже не виртуал. Во-вторых, есть вещи, которые никогда не скажут под запись. Только на ухо, в углу конференции. Так что лучше сразу настраивать себя на поездки и разбираться с тем, как это сделать проще и дешевле. Например, выяснить у какой авиакомпании дешевле билеты, в какие дни недели дешевле летать, к кому можно вписаться, где рядом с конференцией можно задешево позавтракать и пообедать.

      • Максим Голутво

        Спасибо за информацию!

  • Linver

    У меня страх открытой разработки : «О нас никто не знает».
    Есть ли хинты, где можно собрать первых читатей для блога разработки?

    • Твиттер, подписываться на разработчиков, делиться информацией с тегами вроде #indie_ru #screenshotsaturday и др.
      Множество групп вконтакте, здесь большой список http://gamedevblogs.ru/blog/developing/1840.html

      Советую прочитать книжку http://galyonkin.com/book/ , там можно узнать некоторые моменты

      • Linver

        Спасибо, посмотрю

    • Повторю ответ из эфира. Можно использовать сообщества в соц сетях с тематикой, к которой подходит блог. Если материалы полезны и уникальны, то популярность будет быстро набираться. Основной финт в уникальности. Вот, например, выложил видеоуроки по редактору карт Dota 2, которые полностью уникальный материал, основанный на моих раскопках редактора, и зрители сами стали находить их и подписываться на меня.

  • Анастасия Владимировна

    Можно уточнить, к кому «НАМ»? Если ты сказал один разрабатывать начал

  • Александр

    Где лучше всего создавать комьюнити, рассказывать про игру? Контакт нормальный вариант? Или может форум разработчиков лучше?

    • Ozvard

      Если русский язык — то вконтакт.
      Если английский, то фейсбук и твиттер.

      Форум нужен только если есть много обсуждений внутри сообщества.

    • Лучше создавать комьюнити из игроков, а не разработчиков. Разработчиков мало и их мнение отлично от мнения игроков. Игроков много в соц сетях. Вполне нормально начать с родной русскоязычной аудитории, начав сообщество в ВК, а затем уже расширяться на мировую аудиторию, заводя англоязычные сообщества в Facebook, Twitter, Instagram и далее.

  • Денис Ровкин

    Какая была твоя первая игра, на чём сделана и что о ней сможешь рассказать?

    • Расширю ответ, что дал в эфире. Первые свои игры писал под ZX Spectrum на языке Basic. Самый фокус был в том, что бэйсик я изучал на основе учебника на голландском языке, которого я не знаю, в котором была секция примеров. Примеры были учебные и специально содержали ошибки. Так что для меня, десятилетнего пацана, это был интересный опыт. Вот такое было стремление делать игры, которое с годами только усиливалось :о)

  • Какова ключевая идея Smash Bash, которую игра несет для мира?

    • Продублирую и дополню ответ из эфира. Если изначально идея была возродить старую игру, на которой мы выросли, то после закапывания в историю Первой мировой войны, стало ясно, что нам нужно посвятить игру этой трагедии человечества. Чтобы этот урок не оказался забытым. Но это не всё. Есть ещё кое-что, о чем я не хочу говорить, не смотря на всю открытость разработки.

      • Ясно, спасибо)

  • Иван Магазинников

    Какой текущий состав команды?

    • Евгений Юдин — художник
      Роман Савин — художник
      Кирилл Корепанов — программист
      Никита Раздобреев — программист
      Иван Серый — сценарист
      и я — продюсер, геймдизайнер

      то есть у нас ещё много слотов пока не закрыты

  • Александр

    Да-да, я тоже на Спектрме кодил 🙂

  • Спасибо, Ярослав.
    Замечательный доклад!
    Очень вдохновляюще.

  • Виталий Кабанов

    Спасибо большое, Ярослав! Классный доклад!)

  • Максим Голутво

    Спасибо за доклад! Полезный опыт.

  • Anton P. Kolosov

    Спасибо!

  • Александр

    ВОПРОС: если все помогают, то как потом решать финансовые вопросы?

    • Про финансы в геймдеве надо делать отдельную конференцию, а лучше две. Если кратко по этому вопросу, то тут тоже надо быть открытым и честным. Если нет финансов, то значит их нет и работаем за идею. Если не готов платить каждому встречному, то не плати. Деньги — это мотивация. Но она не должна быть основной. И не обязательно делать так, что кроме этого проекта никакой другой работы нет.

  • Спасибо, Ярослав, крутой доклад!

  • Tatiana ElinDi

    теперь напишут))

  • Кирилл Мещерский

    Все, я потерялся.

  • А можно плиз помедленнее переключать слайды?

    • Или потом презенташку выложить

    • потом попросим презентацию :З

  • Александр

    ВОПРОС для конца доклада: вот я инди разработчик, рано или поздно мне придется делать звук в игре. Как это сделать плюс-минус качественно и бюджетно? Где вообще искать нормальных аудио-специалистов?

    • alina brazdeikene

      На конференциях и в твиттере/фейсбуке по сарафанному радио.

  • Голос такой у Вас приятный, можно слушать бесконечно

  • Говорящий геймпад — ваще жара!

  • Анастасия Владимировна

    Может вопрос совсем глупый, но от куда вообще взялось понятие «четвертая стена»?

    • из театра, три стены на сцене. Четвертая стена между актерами и зрителями. Если актеры начинают со зрителями взаимодействуют, они ломают эту стену.

  • Александр

    Как название игры, озвученной ртом?

  • Виталий Кабанов

    Никогда не забуду финальную битву в MGS: Peace Walker, во время которой играла какая-то весёленькая японская музыка. Самый неожиданный саундтрек для этого момента

  • Виталий Кабанов

    Какую литературу, посвящённую воздействию музыки на эмоции человека, можете посоветовать?

    • Winifred Philips — A Composer’s Guide to Game Music — самая клёвая книга по игровому музыкальному нарративу на данный момент.

      И вот тут я давала огромный список всяких книг и ресурсов. http://galyonkin.com/2015/05/07/111-muzyika-i-zvuk-v-igrah/

      • Виталий Кабанов

        Огромнейшее спасибо)

  • Кирилл Мещерский

    Блин, реально как в кино. Сколько студенческих короткометражок рушилось, потому что режиссеры такие после съемки и монтажа всего понимают, что им нужен звукарь.

  • egoregor

    Где искать первых и последующих заказчиков саунд-дизайнерам и композиторам?

  • какой должна быть нормализация звуков в игре? -10db 2db?

  • Анастасия Владимировна

    А как вообще лучше объяснить композитору, какую ты хочешь/видишь/слышишь музыку в проект? Если есть четкое видение, а сам не музицируешь

    • Кирилл Мещерский

      Референсы, как мне кажется. Как и со всем.

      • Anton P. Kolosov

        Главное, чтобы не сделали в точности так, как в этом референсе.
        К примеру игра про варваров, в качестве референса указываем фильм со Шварценеггером, в результате могут сделать так же.

        • «так же» — это не то же самое, что напрямую стырить мелодию. (К тому же, наверное, композитор не совсем дебил.)

          Интересный факт: начало главной темы игры Dungeons of Dredmor (которое играет *каждый раз при старте игры*) — это тема «Пиратов Карибского Моря» на полтона выше и с немного другим темпом.

  • Александр

    ВОПРОС: А сколько стоит заказать одну супер-профессиональную мелодию именно для моей игры у Рессы?

  • есть сайты на которых продают музыку и для игр и для чего угодно

  • Анастасия Владимировна

    Иногда слышишь музыку случайно где-то (в торговом центре например), но не знаешь, что это, а подходит как мотив идеально. Ну нет возможности его зафиксировать или узнать, что это!

  • Максим Голутво

    У инди нет таких денег, к сожалению 🙁 Если хочешь сделать интересную игру, богатую музыкой историю, то и 2 минут будет мало. А ведь если платить за звук, то нужно платить и за всё остальное. «Почему им, а не мне» будет частым вопросом.

    • Максим Голутво

      Вчерашние фразы о том, чтобы молодые разработчики не бросали свои работы, звучат немного иначе сегодня. Тут всё-таки речь идёт не об обеспечении себя, а об обеспечении проекта, ибо денег даже в такую маленькую вещь, которую нужно сделать качественно, нужно вбухать немерено.

    • Иван Магазинников

      Есть стоковые сайты, где десятки тысяч треков на любой вкус и ценой от 6 до 15 баксов. Там даже именитые компании берут музыку для тех же трейлеров..

      • Максим Голутво

        О, это интересно.

  • Anna Selezneva

    курс отличная идея!

  • Tatiana ElinDi

    а можно контакты?) чтобы связаться не сейчас, дак попозже )

    • me собака ressa-music точка com
      твитр и другие соцсети — @ressium

  • Sergei Khegai (nodoxi)

    Ресса, как стать учеником?

  • Анастасия Владимировна

    В онлайн такое!

  • Максим Голутво

    Спасибо за доклад!

  • Виталий Кабанов

    Спасибо огромнейшее)

  • Anton P. Kolosov

    Ресса, спасибо!

  • Спасибо, за доклад, Ресса! Абсолютно новая инфа + релакснул от приятного голоса 🙂

  • Анастасия Владимировна

    Третьи Герои — люблу))

  • Александр

    Ну картинки можно прям сюда в чат кинуть же

  • Anton P. Kolosov

    Не уверен, что поможет, но, может быть, надо отключить камеру? С Ярославом вроде помогло

  • После зеленой кнопки нужно выбрать окно, которое транслировать. А потом ещё нужно нажать кнопку Close.

    • Говорю как специалист, который уже успел пофейлить трансляцию экрана :о)

    • Обнимемся!

  • Максим Голутво

    Кстати, можно сюда скинуть презентацию, а мы полистаем её.

  • Tatiana ElinDi

    Кстати да.. киньте нам презенташку?

  • Не кину, потому что спойлеры. Слушайте Лену :З

  • Иван Магазинников

    ИМХО, «нет вдохновения» — это отмазка для слабых, ленивых и бесталанных ) Лечится практическим опытом и суровой необходимостью. Т.е. опытный сценарист или писатель может писать где угодно, что угодно и когда угодно. Просто если «неписец», то будет падать скорость работы и качество текста/сюжета.

    И то, через 5-10-30-100 минут входишь в состояние потока и «попёрло».

    • Ваня, бывает еще депрессия и выгорание. «Соберись, тряпка» в таких ситуациях не работает. Еще глубже закапывает,

      • Иван Магазинников

        Понимаешь. Если над тобой висит дядя директор, выдающий зарплату, а над ним висят сроки проекта и издатель, выдающий деньги всей команде на зарплату, а дома сидит жена и ребенок, которые почему-то не могут отказаться от еды и крыши над головой — то никого из них не волнует ни твоя депрессия, ни твое выгорание.

        Ты должен сесть, и за рабочий день написать то-то и то-то. Пусть даже вдвое меньше по количеству и втрое хуже по качеству. Пусть даже потом придется переписать или выкинуть в корзину.

        Есть такое слово НАДО.

        И ты сидишь и делаешь. Хоть что-то хоть как-то. И вот когда так поработаешь несколько лет, то понимаешь, что нельзя ждать вдохновения — нужно уметь его вызывать. Ну а раз ты умеешь его вызывать, то получается что оно приходит не снаружи — а изнутри. И значит оно должно тебе подчиняться.

        • Максим Голутво

          На мой взгляд, если есть такие условия — нужно менять место работы, а не насиловать себя и выжимать всё соки, пытаясь сделать то, что не нужно ни тебе, ни кому-то ещё. Но реальность такова, что люди… Хм… Не знаю как сказать проще, но будут жрать дерьмо, чем рискнут что-то поменять.

          • Tatiana ElinDi

            а не проще научиться писать невзирая ни на что и абстрагируясь от своих проблем? Чем менять работу каждый раз, как муза не зашла, а дедлайн прижимает.

          • Максим Голутво

            Это не проблемы. Это твой собственный выбор, писать про недвижимость или фентезийные миры. Если ты не хочешь и не можешь писать про одно — пиши про то, что нравится. К чему пустые жертвы? Ведь работа над тем, что тебе не нравится, может и полностью убить желание писать.

          • Tatiana ElinDi

            писать можно интересно и увлеченно про все) и про строительство и про антифризы. В этом и есть мастерство. Я не знаю как у вас, а я всегда с увлечением берусь за незнакомую сферу, и как и аппетит во время еды, увлечение нарастает по мере написания)

          • Максим Голутво

            Вот! Видимо, в этом и дело 🙂 Я консерватор. xD

          • Tatiana ElinDi

            А я журналист XD

          • Иван Магазинников

            Почему? Работа ведь клевая и любимая 🙂 Делать классные игры в отличном коллективе за хорошие деньги. Ну а кранчи — естественное дело в нашей индустрии.

      • Иван Магазинников

        Ну и плюс мы рассматриваем два пограничных состояния: вдохновение и «неписец».
        Но ведь есть еще и нормальное состояние. В котором уж на 100% глупо сидеть и ждать вдохновения.

    • Максим Голутво

      Хотелось мне однажды в юношестве пописать. Пошёл искать вакансии, попытать себя в незнакомых направлениях, мол, мне же нравится писать и сочинять? Почему бы не попробовать написать о чём-то новом? В итоге у меня было три тематики: женская косметика, недвижимость и продажа квартир в Киеве. Как ты думаешь, получилось у меня написать на эту тему что-то стоящее? Нет, не получилось. Почему? Ведь это была…. «практический опыт и суровая необходимость», верно? Это не тот опыт, который нужен для развития себя как творческой личности. Писать в стол можно всё, что угодно, но писать то, что сказали свыше — далеко не всё.

      • Иван Магазинников

        А кто сказал что на начальных этапах твоя работа тебе будет нравится?
        А профессионал тем и отличается от непрофессионала, что может даже про продажу квартир написать быстрее, качественнее и интереснее. Даже если сам будет плеваться от того, что делает.

        Ну и в конце-концов мы ведь сами себе выбираем работу, выбираем жену, выбираем город в котором жить. Глупо потом жаловаться и обижаться на свой собственный выбор, не правда ли?

        • Максим Голутво

          Я нашёл работу, которая мне нравится. Первая работа, первый выбор, за который я держусь до сих пор. Да, она не творческая, но меня к ней тянет.

          В выборе и дело. Если не хочешь работать — не работай.

    • Творения, созданные под вдохновением, почему-то оч сильно отличаются от созданных просто ремеслом, по суровой необходимости.

      • Иван Магазинников

        Конечно! Вдохновение — это творческий адреналин. Но прокачивая скилл, человек поднимает не только верхнюю планку качества своих текстов и сценариев, но и нижнюю.

        • Согласен

    • Tatiana ElinDi

      Поддерживаю, либо у меня никогда не было вдохновения, или оно всегда со мной. Но пишу всегда тексты) дипрессия — это к врачам, выгорание — отдых.

  • Ivan Dobysh

    Ресса, спасибо за доклад, очень интересная тема звука в играх, хорошо, что её подняли сегодня!

  • Дарья Охотникова

    Можно ссылку на Ваш жж ?

  • Проснулся, включил трансляцию, а тут так хорошо!

  • Анастасия Владимировна

    Почему так работает? Что самое важное не получается?

    • Нужны подробности. Что не получается?

  • masterskietexta.livejournal.com

  • Анастасия Владимировна

    зависло

    • перезагрузитесь, у нас все хорошо

  • Анастасия Владимировна

    На самом важном для меня все вылетело/

  • Linver

    Всё доклады были как доклады. А этот — сказка.
    Продублирую актуальный вопрос :3
    Где и как лучше поправлять грамотность взрослым оболтусам?

    • Много читать

    • Мне в моменты тягостных раздумий над конкретными проблемами очень помогает грамота.ру.
      Еще подчеркивание слов от ворда, эвернота и pages.
      Но лучше всего все-таки писать очень простыми словами и предложениями. Не стараться использовать обороты, в которых можно накосячить.

  • Анастасия Владимировна

    Как дружиться со своим критиком?

  • Samuel Anderson

    Brilliant mindset!

  • Иван Магазинников

    Против внутреннего злого критика есть прекрасное лекарство — внешние позитивные критики. А еще лучше — восторженные.

    • Linver

      Когда внешние критики не радуют, есть дикий способ борьбы с внутренним критиком — черпать из него силу.
      Можно пытаться что-то ему доказать, можно использовать боль, им нанесённую, чтобы зарядить ваш текст энергией и эмоциями.

  • mr_ozio

    а вот, допустим, есть у меня персонаж. как научиться писать от его лица, чтобы это не выглядело пластмассово? персонажей-то много, как переключаться?

    • Иван Магазинников

      Нужно нарабатывать внутреннюю базу образов. Смотреть фильмы, читать книги — искать и запоминать разные образы. Нельзя хорошо и убедительно написать о том, что ты не знаешь и не понимаешь. И нельзя написать убедительный текст от лица персонажа, который тебе не понятен и ты никогда не слышал ничего похожего.
      А для переключения нужно делать памятки-описания, в которых отмечены ключевые особенности характера и манеры речи, можно даже с цитатами.

      • Я слышала даже про версию с переодеванием. Надеваешь шляпу — вживаешься в образ. Или пересаживаться на другую сторону стола.

    • Вот об этом задании говорила: http://masterskietexta.livejournal.com/4601.html

      Пластмассово — значит, нет эмоционального подключения. Чтобы было живое, приходится снабжать своей собственной энергией. Переливать кровь 🙂

  • На Мастерскую текста 20 июня уже поздно записаться и доделать прошедшие задания?

  • Анастасия Владимировна

    Я так в школе писала сочинение про жизнь тапочек от их лица)))

    • Иван Магазинников

      Какая прелесть )

    • Ivan Dobysh

      Я писал «дневник моей правой коленки» 🙂

    • Это отличный эмоциональный разгруз 🙂

  • Классные упражнения!

  • Иван Магазинников

    Клуб анонимных литераторов )

    • Да, у меня была мысль придумать формулировку исходя из концепции АА. Но поняла, что это все-таки не очень распространено у нас, их схема с поручителями и шагами иностранная, не прожитая в нашей культуре. Так что отказалась от идеи 🙂

  • А вот у меня проблема с чем-то объёмным. Я могу написать, допустим, мини-мини рассказ на страничку. А хочется роман. Но как только появляется намёк на Главы — всё, паралич. Пробовала составлять план. Возможно он был недостаточно подробный.
    Как лечить?

  • Анастасия Владимировна

    Что такое нарротивные практики?

  • Анастасия Владимировна

    Женщинам вообще, все говорят, напрягать себя излишне (яйца прокачивать) вредно. Нужно искать другие методы, чтобы не перегорать

  • Анастасия Владимировна

    Да! Спасибо!!! Мне полегчало!))

  • Анастасия Владимировна

    про масштабы)

  • Виталий Кабанов

    Спасибо за доклад

  • Максим Голутво

    Спасибо огромное за доклад! На мой взгляд просто лучший!

  • Anton P. Kolosov

    Спасибо за доклад!

  • Спасибо, Лена, прекраснейший доклад!

  • Анастасия Владимировна

    Спасибо, было здорово)

  • Спасибо, Елена, вдохновляющее выступление получилось!

  • Anna L.

    Чудесная получилась беседа) Спасибо большое, Лена!

  • Дарья Охотникова

    Спасибо вам за доклад! Очень интересно!

  • mr_ozio

    приятного аппетита всем.)

  • Tatiana ElinDi

    Приятного! А отзывы сюда или в вк слать? Или на ютубе Оо?

    • Сюда :З

      • Максим Голутво

        Я сегодня вечерком более подробный напишу. Скину в ВК лучше.

      • Tatiana ElinDi

        я сделаль!

  • Иван Магазинников

    У меня есть вопрос к Алине и Евгению.

    До сих пор довольно болезненный для меня вопрос, с которым приходится сталкиваться на каждом проекте: обучалка. Как правильно писать эффективный сценарий обучающей миссии? Чтобы получилось недолго, понятно, интересно и недорого в производстве?

  • Tatiana ElinDi

    Самый большой шок — это объемы и разнообразие информации, которую я получила на этой конференции. Я остервенело терзала блокнот стараясь не упустить ничего важного, я спорила с комментаторами и засыпала вопросами выступающих. После Александра Молчанова вообще хотелось схватить перо и бумагу и идти с ними на баррикады. Не знаю точно зачем, но хотелось! Рекомендации его уже с понедельника планирую внедрять. Пирамида борьбы со своими внутренними демонами, которые мешают доделать наконец-то игру прочно поселилась в моей голове, и я ее точно сделаю! и еще и поработаю. Ибо Доколе Можно тянуть! Все что надо дано, все что волновало и бередило душу было зацеплено и вытащено на свет божий, и качественно забито тапками. Но битва еще не окончена. Мой браузер схомякал всю оперативку и трепещет от количества открытых полезных ссылок и контактов. А еще мы смотрели котиков ^^ и говорили о том, как важно, чтобы они смешно пищали в игре.

  • Отзыв о конференции: после этих двух дней я стал другим. Это как пройти важный чекпоинт своей жизни. Открылось новое понимание, новые идеи, прояснились далекие горизонты творчества. Очень порадовала френдли атмосфера конфы, комбо из разнообразных докладов, интерактив с участниками и отличная организация. Все суперкруто! Огромное спасибо Маше, спикерам и всему комьюнити! Narratorika the best <3

  • mr_ozio

    Не всё успел посмотреть. Посмотрю обязательно всё, но и то, что посмотрел буду пересматривать с блокнотиком. Невероятно кстати это всё. Мы уже месяцев 8 пишем сценарий. Спасибо огромное за организацию.

  • Anton P. Kolosov

    Спасибо за организацию такого замечательного мероприятия! Каждый доклад открыл что-то новое, что наверняка пригодится в будущем. Порадовала непринуждённая домашняя атмосфера. Очень сожалею, что так и не послали заявку на собственное выступление. Очень надеюсь, что эта конференция станет как минимум ежегодной, и мы сможем реабилитироваться! 🙂

  • Linver

    Я АПЛОДИРУЮ!
    «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и только dtf и gamedev витали над тёмными водами геймдева. Но пролился свет Нарраторики, и поняли мы, что свет хорош».
    Мария, спасибо за подбор спикеров, я физически ощутил передачу твоего, накопленного за годы опыта.

  • Максим Голутво

    Несмотря на то, что вчера пропустил 3 лекции после обеда, с большим удовольствием досмотрел их уже после полуночи практически не отрываясь. Больше всего в этом марафоне среди невероятных талантов меня радует открытость и доступность той информации, которую они нам дарят. А ведь это действительно подарки! Работа с аудиторией, звуком, сюжетом, геймплеем… Обо всём этом можно прочитать со страниц книг, но услышать в живую от людей, за плечами которых многолетний опыт — в разы приятнее и доходчивее. Вот тебе пример, вот тебе результат, а вот тебе на подумать. Некоторые моменты я даже буду пересматривать в скором времени, чтобы сделать своеобразный конспект самых умных и полезных мыслей.

    Огромное спасибо каждому лектору, а также отдельно Маше за потрясающий ивент. Вы лучшие!

  • Ivan Dobysh

    Маша просто суперумница, что всё организовала и устроила, ивент получается шикарный, куча интересных тем поднята, много интересных упражнений и заданий, есть, о чём подумать, красота!

    Докладчики тоже прелестны, столько интересных людей, очень приятно хоть немного со всеми познакомиться!

  • Виталий Кабанов

    Отзыв о конференции. Конференция шикарна! Очень порадовало разнообразие тем, благодаря которому каждый из докладов оказался полезным и открыл что-то новое, дружелюбная атмосфера и возможность каждого слушателя задать свой вопрос профессионалу и получить ответ. Эти два дня были прожиты с огромной пользой.

    Огромнейшее спасибо Маше, собравшей и организовавшей эту конференцию, огромнейшее спасибо каждому спикеру за новые знания и заряд мотивации! Надеюсь, что будут ещё похожие мероприятия)

  • Анонс докладов не совсем подготовил к тому, что будут настолько неожиданные люди и темы. Даже некоторые привычные вещи заиграли новыми гранями. Глоток свежего воздуха для тех, кто когда-то видел игры, как самый крутой способ рассказывать истории, а теперь застрял во всяких клонах и мобильных фритуплеях. Но и решения всех на свете проблем ждать не стоит — никто не сделает за вас вашу игру)

  • Анастасия Владимировна

    Мы тут)

  • А между прочим это я тот самый первый зритель! Привет от ПротоСаши! 🙂

  • Ксения

    Привет!

  • Денис Ровкин

    Чую что конференцию я пересмотрю в будущем ещё раза 2-3 точно…

  • А, тандем Пальмир, многое проясняется 8)

  • Evgeni Puzankov
  • Evgeni Puzankov
  • Максим Голутво

    Нам бы ссылочку на док!

  • Ксения

    вообще ничего не видно — только силуэт строчек:(

    • Переключите качество видео на 720 и разверните на полный экран – так видно.

  • Анастасия Владимировна

    Вставлять картинки плохо? услышала

  • Да, заявка — это самое близкое к концепт-доку

  • Анастасия Владимировна

    Я одна не понимаю, что вообще пишется в синопсисе?…..

    • краткое содержание истории

      • Анастасия Владимировна

        Тогда сложно определить, что туда включить, ведь можно вообще оч коротко написать.

        • Вот Женя и говорит — на 4 страницы контента ориентировочно

        • Кирилл Мещерский

          В киноиндустрии есть термин логлайн, вот это как раз ОЧЕНЬ КОРОТКО, два предложения максимум — в идеале одно. Обычный фермер Люк Скайуокер становится джедаем под руководством мудрого учителя после смерти своих дяди и тети. После долгих тренировок и испытаний он уничтожает главное орудие злодея — Звезду смерти и спасает мир.
          P.S. написал криво, но суть в этом.

        • Иван Магазинников

          Все значимые сюжетные события от третьего лица. Погуглите «примеры синопсиса книги»

    • Кирилл Мещерский

      Вот представьте, что вы посмотрели фильм и пересказываете его другу. Вы же опустите большую часть событий и перескажете конкретно ключевые моменты. Синопсис — именно это. Основа истории с поворотными пунктами, без которых история не сложится, все должно идти друг за другом, должны быть понятны мотивации героев и причинно-следственные связи.

  • Очень хочется прочитать тексты из презентации, в видео разрешения не хватает. Можно её выложить куда-то?

  • Ссылка на Трелло. Это сервис такой.
    https://trello.com/

  • Про Long Reach я все слышу, Женя. 🙂

  • mr_ozio

    а каким инструментом вы рисуете блок-схемы?

    • У Алины Gliffy, по-моему. Еще LucidCharts хорош, но отдельно хорош за деньги.

  • Grimaniful

    Пользуясь случаем, хочу извиниться за то, что проспал первую часть сегодня и передать привет Илюше.
    P.S.: Трелло — действительно очень удобная штука. Мы в команде тоже им пользовались и были моменты, когда не знали, что бы мы вообще делали без такой доски.

  • Список софта было бы интересно посмотреть.

  • Twine https://twinery.org/. Вопрос: для чего вы делали собственный движок, если существует готовый?

  • Кирилл Мещерский

    Американская запись это шик. Есть даже специальная программа для работы над этим.
    https://kitscenarist.ru/

  • mr_ozio

    Есть фильм по написанию сценариев для кино от Сида Филда, знакомы с его методом?

  • Yelena Batova

    ОТЗЫВ:
    Наверное, стоит сначала пояснить, что я не — сценарист компьютерных игр, а переводчик, который недавно ввязался в локализацию этих самых компьютерных игр. Я шла на конференцию побольше узнать про индустрию в целом и про сценаристов и нарративных дизайнеров в частности — что волнует их умы и души, ведь с их же текстами (и не только текстами) мне потом работать.Ну и ещё потому, что давно интересуюсь темой сторителлинга в разных его проявлениях.

    Наверное, основная, две самые вкусные и сдобные плюшки этой конференции — это междисплинарность и практическая направленность. Очень здорово и редко, когда можно получить комплексный подход к какому-то вопросу от очень разных специалистов и, следовательно, бОльшую картину. И, соответственно, потом применять знания на практике, не оглядываясь на то, что они пришли из смежной профессии. И вообще мне кажется, очень круто, когда приходишь послушат про сценаристику, а получаешь еще бонусом знания о личной эффективности, самодисциплине организации бизнеса и работе в команде.

    Отдельная благодарность за открытый доступ на конференцию и возможность впоследствие пересмотреть доклады в записи.

    В качестве конструктивной (надеюсь) критики хочу сказать, что было бы просто бесценно, если бы спикеры заранее обдумывали пресловутый список «чего почитать» и может быть даже сразу передавали этот список организаторам.

    В завершение хочу ещё раз поблагодорити за два весьма питательных для ума дня. Надеюсь, что будут и другие конференции от Нарраторики.

  • Анастасия Владимировна

    Названия всех программ для работы нам напишут, которые были упомянуты в видео?

    • так уже написали — смотрите комментарии ниже

      • Anna Selezneva

        У меня по этому поводу просьба — можно ли все материалы (презентации, ссылки, названия программ и книг и т.п.) после конференции собрать где-нибудь в одном посте? для тех, кто пропустил некоторые лекции, комментариев очень много и не всегда понятно, кто что кидает и зачем

        • если я не превращусь в тыкву :З

          • Vasya Edomin

            У меня был план после конференции пробежаться по всем постам за 2 дня и собрать все ссылки.
            Я помогу.

          • Слушай, это было бы просто прекрасно. Если сделаешь — я запощу прям постом от Нарраторики :З

          • Vasya Edomin

            Замётано.

          • Anna Selezneva

            ))) Спасибо))) Шикарная конференция, я даже не знала, что мне вся эта информация полезна, пока её не услышала. Ты большая молодец!

  • Для сценарного формата есть хорошие онлайн-сервисы (они на англ., но поддержка русского есть) — https://writerduet.com/ и https://www.celtx.com/

  • Для тех, кому удобнее писать сценарии (киноформата) в блокноте, есть удобный формат разметки, который поддерживают многие программы, — http://fountain.io/ (автор КИТа собирался его поддержать, но кто знает).

  • Максим Голутво

    А есть ли какой-то ресурс, где можно было бы посмотреть на все вот эти документы? Одностраничники, 10страничники, диздоки и прочее-прочее. После долгого гугления можно найти обрывочки, но хотелось бы увидеть реально грамотное объяснение. Именно не то, что нужно писать, а как нужно писать.

    • alina brazdeikene

      К сожалению нет. По крайней мере я о таком не знаю.
      Можно поспрашивать у коллег-киношников.

  • Anna Lisina

    ВОПРОС: Алина и Евгений, а приходилось ли вам включаться в проект уже на позднем этапе разработки игры? И если да, насколько тяжело (или, может быть, легко) было вписать сюжет в уже проработанный геймплей?

  • Dmitriy Dmitrievtsev

    ВОПРОС: Как оценивать стоимость работы сценариста на фрилансе? Как вообще принято в игровой индустрии финансовые взаиморасчеты вести со сценаристами-фрилансерами? Х рублей за Y диалогов? =)

  • Максим Голутво

    Ещё вопрос. К примеру, я работаю один. На данный момент у меня есть идея с описанным зачином и примерное представление того, как всё должно развиваться и завершиться. Как мне структурировать эту работу так, чтобы в дальнейшем, когда я буду искать ребят в свою команду, они могли получить информацию в полной мере, а я, лично для себя, усвоил бы свой проект ещё больше?

  • Кирилл Мещерский

    А если ты сценарист по образованию? 😀

  • Кирилл Мещерский

    Мне интересно в каком это учебнике 😀

  • Кирилл Мещерский

    По поводу диалогов — очень хороший вариант это проговаривать их. И разумеется должен быть конфликт, иначе диалог унылый.

  • Максим Голутво

    А есть ли у вас варианты тестовых заданий для сценаристов? Тоже было бы круто посмотреть. Те, что актуальные.

    • alina brazdeikene

      Был пост в группе нарраторики в ВК. По-моему даже тред есть отдельный в темах.

      • Максим Голутво

        Да, их видел. Думал, что может есть ещё что-то в «карманах». Спасибо за лекцию!

  • Evgeni Puzankov
  • Evgeni Puzankov
    • Максим Голутво

      Топчик! То что нужно!

    • Виталий Кабанов

      Круто!

  • Анастасия Владимировна

    Мне теперь понятно, почему отзыв попросили оставить ДО этой лекции)))

  • mr_ozio

    вы крутые, спасибо за отличный доклад. кладезь просто!

  • Максим Голутво

    О, у меня есть довольно глупый вопрос. А нужны ли сценаристы не из столичных городов? Вижу, что господа работодатели не высылают даже тестовые задания, если ты не намерен переезжать в Москву/Питер, чтобы работать у них или проходить практику/обучение. Есть ли возможность найти что-то, если ты живешь в глубинке?

    • Иван Магазинников

      Глупости какие. Если позиция удаленная, то не москвичи наоборот более конкурентоспособны по зарплате. Другой вопрос что вакансий cценаристов в принципе меньше, чем тех же программистов и художников. И разбираются они быстрее…

  • Кирилл Мещерский

    Ну, просто действительно нужны конкретные дедлайны. Хотя бы, мол, ТЫ КАК ТАМ ЖИВОЙ? Тогда работа работается.

  • Anna Selezneva

    для работы с аутсорсерами нужен отдельный человек, который их контролирует

  • Evgeni Puzankov
  • Кирилл Мещерский

    ВОПРОС: Если в портфолио есть короткометражки, снятые по моему сценарию — это интересно, или лучше все же тексты?

  • Linver (Mikhail)

    Доклад — волшебно. Темплейты док, пример тестового, портфолио, оплата труда, кооперация — практически, всё что можно засунуть в FAQ Нарраторики.

    • Максим Голутво

      FAQ, кстати, отличная идея.

  • Кирилл Мещерский

    Да, в кино и сериалах та же ситуация. 3 драфта — а дальше платите деньги за каждый драфт.

  • Ахаха, про три правки абсолютная правда для любого производителя контента ))

  • Konstantin Kitmanov

    Не ко всем странам относится лимит по зарплате и по образованию.

  • Anna Lisina

    Прекрасная лекция! Доклады Алины с конференций я и раньше любила слушать, а вот Евгений скорее стал открытием. 🙂
    Спасибо вам большое!

  • Ксения

    с какой платформы лучше начать упаковывать сценарий, если пока работала вообще вне программ?

  • Samuel Anderson

    That was scary

  • Иван Магазинников

    Маш, а если ты сделала фигню — за что хвалить? Что ты сделала ее быстро и у тебя теперь есть время все переделать?

  • Анастасия Владимировна

    Да, Маша! У меня аналогично!)) С похвалой. Но никто почему-то этого не делает. Видимо, ориентируясь на реакцию большинства (что они лучше реагируют на критику)

    • Иван Магазинников

      А если сделанное — никуда не годится? И нужно бОльшую часть а то и все переделать, и уже куча времени потрачена? Как и за что хвалить?

  • Зависит от типа человека (по соционике): для этиков полезна похвала, для логиков — критика.

    • Критика критике рознь:)

      • Да, нужна, конечно же, конструктивная критика)

    • Сороковикова Анастасия

      Мне кажется, адекватная похвала, как и адекватная критика полезна любому адекватному (хе-хе) человеку.

      • Люди разные бывают. Как видите, Алину, например, именно критика мотивирует, а Машу — похвала. В жизни встречал оба типа людей.

  • Максим Голутво

    Спасибо большое за лекцию и весь материал!

  • Виталий Кабанов

    Спасибо! Было круто)

  • Да, спасибо, было интересно!

  • Anton P. Kolosov

    Спасибо за доклад!

  • Спасибо за подробный и оч полезный доклад!

  • Отбор на место машиного падавана надо оформить публично — по принципу «Голодных игр» 8)

    • Linver (Mikhail)

      xD Шикарно!

    • Максим Голутво

      Или «Горца» :3

    • Реалити-шоу) Хлеба и зрелищ!

  • ND

    Вопрос к уважаемому Евгению: как сценаристу работать с этническими меньшинствам, их национальными традициями и культурой? Например, игра про казахских кочевников и борджигитов, во глава которых стоит француз Жак.

    • Evgeni Puzankov

      Где ты был полчаса назад?)))

  • Анастасия Владимировна

    Я не думаю что-то, что чтобы работать в геймдеве, нужно быть черепашкой ниндзя. Или в таком случае идти в инди, если не хочешь быть жевательной резинкой для этого геймдевовского монстра.

    • Эйприл, ты? 😀

  • mr_ozio

    где обо всех этих встречах узнать-то?

    • Anna Selezneva

      Для начала придётся накопить денег не билеты

      • Есть вариант попасть бесплатно — стать волонтером. На ДевГамме проверено лично)

        • Anna Selezneva

          Я имела в виду билеты на самолёт/поезд

      • mr_ozio

        на билеты хватит, думаю.)

  • Денис Ровкин

    Конференция была ОЧЕНЬ мотивирующей. Когда в следующий раз опять опущу руки и пошлю всё на 3 известных буквы, посмотрю ка я одну из частей конференции и уверен, что мотивация вернётся в миг. Спасибо большое людям в комментариях, спикерам и конечно Маше. Я лишь теперь осознаю масштаб прошедшей конференции. Это гораздо лучшее чем я ожидал. СПАСИБО ВСЕМ!

  • Ксения

    Маша, огромное спасибо за конференцию!
    Потрясающее по эмоциональному воздействию действо, которое, к тому же, дало еще возможность и подкачать свою квалификацию. Теперь я абсолютно уверена, что сделаю свою игру!
    Подробный отзыв напишу чуть позже, поскольку многое хочется еще проанализировать, структурировать и уложить у голову по полочкам:)

  • alina brazdeikene

    Презентацию по нашему с Женей докладу выложу сюда и в группу в Контакте:
    https://docs.google.com/presentation/d/1bM3vTkC7I-5FBzYEEWeQ9RvkHuQ10gtM0h_jDvkz3Es/edit?usp=sharing

    Можно выкачивать.

    • Большое спасибо!

    • Виталий Кабанов

      Спасибо большое)

    • Максим Голутво

      Огромнейшее спасибо!

    • Anton P. Kolosov

      Спасибо!

    • Класс, спасибо!

  • Anna Lisina

    В следующем «сезоне» он-лайн конференции ждём Дыбовского:))))

    • Виталий Кабанов

      Это было бы просто прекрасно!

  • Кирилл Мещерский

    ОТЗЫВ:
    Говоря конкретно о прошедшей конференции. Инициатива чудесная, само наличие прекрасное. Было два восхитительных доклада: Игорь Несмелов и Женя с Алиной. Просто волшебно, все по делу, быстро, с презентациями, со всем. Конкретная теория, подкрепленная практическим опытом и советами, что делать и как жить. Плюс ко всему, на них я действительно узнал что-то новое. Что-то именно по профессии, как писать, и как продвигать.
    Было четыре хороших доклада: Александр Молчанов, Ресса Шварцвальд, Сергей Чекмаев и Анастасия Георгиевская. Александр говорил конкретно и по делу, предлагал хорошие решения проблем, которые возникли, или могут возникнуть. Эти решения я запомню надолго. Ресса очень правильно расставила моменты по части звука, на которые стоит обратить внимание при написании сценария и даже при создании идеи. Сергей рассказал про само по себе написание, что тоже полезно, но в меньшей степени чем вышеперечисленные люди. Советы Анастасии полезны в целом по жизни, потому что все мы себя продаем.
    Про доклады про создание студий — увы, мне было совершенно не близко. Если возникнет мысль о создании — обязательно переслушаю.
    Вот, а по поводу критики, были траблы. Был, к сожалению, очень слабый доклад по Dark Souls, который конечно интересный, но был один в один по видео, которое в сети уже больше нескольких месяцев точно. Только видео с примерами и, собственно геймплеем игры, а там был просто голос. Слайды, нарисованные на бумаге, Ивана — тоже так себе. Они доносят мысль, но нагляднее было бы, возможно, просто рисовать на заднем плане. Были доклады, которые совершенно не зацепили из-за личности докладчика, просто потому что было скучно, неинтересно, и все очень сильно зависело от голоса докладчика.
    Информации множество. И вся она полезна. И к ней я обязательно обращусь при необходимости. Пока этой необходимости нет. К сожалению, именно НОВОЙ И ПОЛЕЗНОЙ информации для меня было маловато. Но вообще, спасибо огромное. Та информация, которая была новой и полезной — стоит многого.
    Как варианты дальнейшего развития — если бы все докладчики готовились, как Игорь или Женя с Алиной — было бы превосходно. Потому что во многих случаях плохая подготовка очень мешала. И отбивала любое желание вслушиваться.
    P.S. А ВООБЩЕ, ЧТО ТАКАЯ ТЕМА ЕСТЬ ЭТО ВАУ, МЫ ЧЕ С КОЛЕН ВСТАЕМ, НИЧЕГО СЕБЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВСЕМ ЭТО РЕАЛЬНО БОМБА.

  • Маша, ты просто космос!

  • Вчера пытался поиграть в Dark Souls, не смог понять, как брать щит в руки, всё бросил; потом ещё раз попытался, поставил несколько модов для графики, нормального управления клавиатурой и мышью, но всё равно добрался только до кромешного отчаяния. А ведь те, кто бросают Dark Souls, становятся заблудшими душами ;(

    • Кирилл Мещерский

      Попробуйте поиграть в третью часть, там чуть приятнее объяснено управление и вообще принципы работы. А отчаяние — ето норма.

  • Прекрасный миф про птиц! Надо будет почитать

  • Анастасия Владимировна

    Х)) Ну дают…. кошмар

  • Во мглу

  • Денис Ровкин

    Мне интересно, планы нарраторики относятся только к сценаристам?

  • Виталий Кабанов

    У нашего геймдева всё впереди, у нас есть много крутых людей (Дыбовский, например). А сколько талантов собралось здесь, в Нарраторике?

  • Samuel Anderson

    Amazing *__*

  • Мозгами по-прежнему живем за занавесом

    • Виталий Кабанов

      Печально, что многие даже не пытаются поднять «занавес», а кто-то даже поддерживает его существование, потому что боится остального мира.

      • Увы, но страхи не так-то просто победить. С некоторыми приходится сражаться годами. Но это единственный путь.

        • Виталий Кабанов

          Хочется верить, что всё-таки получится преодолеть пережитки советского прошлого.

          • Можно:) Главное — очень-очень-очень сильно хотеть. Проблема в том, что люди чаще всего не особо хотят.

  • Анастасия Владимировна

    С целевой аудиторией так и не понятно. Как ее подбирать или угадать

    • Иван Магазинников

      Ориентироваться на успешные проекты-аналоги

  • То, что на курсах будут не только тексты, — хорошо. Редкий шанс сделать небольшую собственную игру. Может быть, у участников появится мотивация довести её до ума, найти команду, выпустить где-то.

  • Anton P. Kolosov

    По поводу движков для создания текстовых игр: есть много русских, в том числе.
    Некоторые интересные ссылки:
    http://ifiction.ru
    http://ifhub.ru
    https://instead.syscall.ru/ru/index.html
    http://qsp.su
    http://hyperbook.ru/editor/ (Кстати, AXMA Story Maker — отечественная альтернатива Twine)

    • Ксения

      спасибо!!! Да разгрузится твоя карма, друг!!! 🙂

    • Sergey Kadubovskiy

      AXMA Story Maker — http://sm.axmasoft.com/

      • Anton P. Kolosov

        Да, спасибо, эта ссылка будет лучше, а то что-то онлайн редактор как-то странно себя ведёт, проверял только что.

    • Nikita Radostev

      Я бы ещё добавил недавний Ink от inkle, на котором они свои IF-игры делают. Очень удобная структура, и не самый сложный язык, плюс всё легко встраивается в Unity.
      http://www.inklestudios.com/ink/

  • Очень душевная конфа! Ужасно не хватает вечеринки с пивом и обнимашками в конце.

  • Маша, спасибо за конференцию!
    Просто бездна вдохновения! При этом, в очень домашней обстановке с котиками 🙂

  • Маша, ты космос!

  • Анастасия Владимировна

    Да, спасибо)

  • Daniel Vyukov

    Разбивка по времени:
    Часть 1
    00:01 Александр Молчанов “Самодисциплина для сценаристов”
    59:34 Ярослав Кравцов «История игры как история разработки игры»
    2:00:16 Ресса Шварцвальд «Аудио-нарратив: инструменты для всемогущества»
    3:00:37 Елена Трускова «Искусство вдохновения»

  • Денис Ровкин

    Маш, ну скажи, не уж то нарраторика это поддержка только для сценаристов? А что делать всем остальным? Программисты, 3d моделлеры, текстурщики, люди рисующие концепт — арты? Нарраторика им поможет?

    • Да, так я ж про это целый час щас распиналась :З

  • Максим Голутво

    Match3 это смерть отечественного геймдева. Так считают все программисты, которые работают в геймдеве. По крайней мере мои знакомые.

  • не ной, булки сожми и
    всем успехов, сия лэйтыр

  • Маша, ты супер! Мегаважное дело поднимаешь, за что мы все тебе дико благодарны!

    • Виталий Кабанов

      Поддерживаю!

  • Кирилл Мещерский

    Спось

  • Анастасия Владимировна

    )))

  • Andrey Viktorov

    Большое спасибо за конференцию! Маша, ты делаешь великое и благородное дело. 🙂

  • Дарья Охотникова

    Это и моя боль…

  • Анастасия Владимировна

    Так бы хотелось лично поговорить.

    • Обязательно поговорим! Приезжайте на ДевГАММ в Минск — я там точно буду :З

  • Anna Lisina

    Маша, ты прекрасна! Ты говоришь очень правильные вещи, которые импонируют, и пусть у тебя всё получится!

  • Максим Голутво

    Спасибо, Маша!

  • Виталий Кабанов

    Спасибо огромное, Маша! Ты всё делаешь правильно!

  • Кирилл Мещерский

    Пока

  • kolyaska

    все найс, ребята. ходите на геймджемы и не отчаивайтесь. ) лекторам и Маше — респектосы. игры рулят!

    • О, и Николай здесь) Привет!

  • Мы тоже рады, спасибо!

  • Было хорошо, спасибо.

  • Aura

    Спасибо!

  • Linver (Mikhail)

    Эпохально. Спасибо Маше, спикерам, котанам из чатика :3 Это был классный экспириенс

  • Anton Radus

    Большое спасибо! Было интересно, познавательно и полезно)

  • И отзыв. Мероприятие полезное, «Нарраторика» превращается в большой ответственный проект. Последующие мероприятия наверняка будут ещё масштабнее, аудитория расширится, а докладчиков станет больше. Все лекции были содержательными, хотя без неравномерностей не обошлось. Попытки некоторых докладчиков продавать собственные проекты были избыточными. Утверждать, что в определённой сфере «без моего курса невозможно добиться успеха», — немного перебор. Но это единичный случай.

    Очень порадовали выступления Елены Трусковой о вдохновении и Сергея Чекмаева о писательском мастерстве. Полезными были доклады Алексея Давыдова (об инди-играх), Алины Браздейкене и Евгения Пузанкова (о том, как сценаристы работают и как их берут на работу). Но смотреть лучше подряд — недостатки чужих выступлений послужат уроком. Вся конференция получилась на редкость оптимистичной, учит конструктивно относиться к неудачам и не останавливаться на достигнутом. Спасибо!

  • SleenFloft

    Далее у Нараляля будут только платные курсы или намечается и другая активность.

  • Дмитрий Иваненко

    Для оффлайн-мероприятий в Москве отлично подходит Точка Сборки (http://tochsbor.club/), арт-пространство. У них и места дофига, и туда ждут и любят всяких писателей и настольные игры, и игровое коммьюнити (например, вчера там была пати Ingress).

  • arhiza

    * постояв носом в стену

    Крышесносящее, сногсшибательное мероприятие. Ни разу не пожалела, что провела тут два дня подряд, не отлипая от экрана. От такого заряда мотивации хочется и бежать срочно делать что-то полезное, и одновременно остановиться и таки вспомнить, что же было в тех мечтах, которые так давно забыты, что кажется, как будто их и не было вовсе.

    Первые поллекции честно пыталась делать конспект, потом поняла, что никаким конспектом глубину информации не ухватить никак, и буду еще пересматривать записи, и это и успокоило, и обрадовало.

    Информации такое множество, что даже из того, что не просто интересно, а хочется обязательно попробовать воплотить в реальность, и то надо очередь составлять.

    Верю, что ноябрьский поток у онлайн-курса будет не последним, и даже самым сомневающимся слоупокам в конце концов достанется поучиться.

    А как приятно, оказывается, в ответ на «не могу не поделиться — вот тут сейчас прошло нечто невообразимое, а завтра будет продолжение, и я не могу объяснить о чем это, потому что у меня просто нет слов, просто идите и смотрите» через некоторое время читать в ответ «ты убила мне мозг… и выходные».

  • Anna Lisina

    Я сейчас попытаюсь собрать все мысли воедино и рассказать, что мне дали эти два дня. Начну издалека.

    Где-то пару лет назад, когда я загорелась дикой и очень наивной идеей стать игровым сценаристом, я, как когда-то Николай Дыбовский, полезла в Яндекс и ввела запрос «игровая сценаристика», но к своему разочарованию нашла лишь крохи — обрывочные статьи, в большинстве своём не несущие никакой полезной информации.

    Примерно в то же время я наткнулась на группу Нарраторики в ВКонтакте и сначала восприняла эту идею очень скептически. Если уж по правде, я не совсем поверила Маше (прости меня Маша, я была неправа:)) — движухи в группе не было, но всё же там нашлось большое количество полезных ссылок и статей. А это уже было намного лучше того, что выдал Яндекс.

    Как потом оказалось, Маша делала свою игру, и ей было не до Нарраторики, а когда вышел Message Quest (который, кстати, очень милый и добрый, если кто ещё не играл), группа ожила, а с ней и сайт. Всё закрутилось, завертелось, и вот сейчас, просмотрев просто шикарную онлайн конференцию по нарративу, сценаристике и ещё куче смежных, интересных вещей, я нахожусь в состоянии лёгкой эйфории: ведь это чудесно, когда столько людей – профессионалов своего дела — делятся с тобой своим опытом и знаниями. Бесплатно. Онлайн. Что особенно важно, ведь все мы из разных городов. Разве мог кто-то подумать о таком раньше? Я — нет.

    Докладчики были прекрасны, каждый из них пытался донести что-то своё и, что удивительно, это оказалось нужным!

    Скорее для себя, я хотела бы сказать пару слов о каждом.

    Людмила Прима. Помогла разобраться в себе и понять, что я хочу делать и главное — зачем.

    Барисби Алборов. Дал очень ценный и качественный разбор нарратива в Dark Souls, многое из сказанного можно применить в своей игре.

    Игорь Несмелов. Без юмора никуда. Ни в жизни. Ни в играх. Нигде.

    Иван Серый. Говорил больше про геймдизайн, но ничуть не скучно. Многие показанные приёмы будут очень полезны. И да, игрока нужно заставлять страдать!

    Анастасия Георгиевская. Объяснила, насколько важную роль в нашей жизни играет то, как мы говорим, выглядим и двигаемся. Теперь я сижу перед компьютером ровно и держу спину прямо, когда говорю… ну, по крайней мере, я пытаюсь.

    Алексей Давыдов. Много полезной инфы про инди-студии, порадовало, что затронули юридическую сторону вопроса.

    Сергей Чекмаев. Про стиль, и про текст, и про ошибки, про то, как надо писать и как не надо – это мне было реально нужно.

    Александр Молчанов. Зарядил позитивом на весь день, а то и на неделю. Планы написали на месяц и на год. Выполним ли?

    Ярослав Кравцов. Начать свой проект – это для меня больная тема, а больше фобия, и мои страхи Ярослав озвучил и раскрыл. Я постараюсь с ними бороться.

    Ресса Шварцвальд. Эта удивительная девушка просто открыла новую Вселенную, наполненную звуками. Это было безумно нужно, потому что зачастую ты настолько поглощен своей идеей, сюжетом, что вспоминаешь о других компонентах игры, когда уже поздно. А ведь с помощью звуков можно рассказать историю.

    Елена Трускова. Говорила на настолько близкие, тревожащие темы, что я сидела и просто растворялась в её рассказе.

    Алина Браздейкене и Евгений Пузанков. Показали нам «будни» сценаристов, что ждёт при устройстве на работу, что требуют работодатели, и как работать в команде. Дали дельные советы и развеяли некоторые иллюзии.:)

    Ужасно объёмным получился отзыв — немного сумбурный, немного пафосный — простите за простыню текста. Кто ещё не бросил читать – тому печеньки.:) Я заканчиваю.

    Очень порадовала атмосфера конференции — очень тёплая и непринуждённая, когда все общаются, делятся опытом, который у всех разный, и никто не тычет в тебя твоими недостатками.

    Маша, огромнейшее спасибо за то, что ты проделала колоссальную работу, собрала нас в Нарраторике всех вместе. Я желаю тебе терпения, вдохновения, сил творить, идти к своей мечте, говорить и быть услышанной.

    И спасибо всем! Это были замечательные выходные!

  • Анастасия Владимировна

    Отзыв:
    К сожалению, я так еще и не успела прослушать те первые 2 доклада Первого дня, что пропустила (а для меня они как раз должы быть оч важными), но скажу пока о том, что успела прослушать) Для начала, я и не ожидала, что тут будет шквал четких инструкций, как и что делать Сценаристу или Нарративщику, чтобы создать классную игру. Скорее ожидалось услышать о инструментах работы и это было. Самой полной лекцией по инструментам, непосредственно, для самой работы, конечно была презентация Алины и Жени (но они расстроили окончательным разрушением остававшихся иллюзий на счет «приятной атмосферы» в рабочей среде крупных игровых разработчиков). Лучшими инструментами нарратива, мне кажется, остается наша собственная наблюдательность и изобретательность, отказ от страха перед экспериментами и еще раз наблюдательность — уже за реакцией игроков) Что было главным лично для меня, так это эмоции и ощущения от окунания в эту среду) Среду неравнодушных и тонкочувствующих людей (хоть такие и не все были, но не суть, они были другим полезны). И я это ощутила) Столько приятных, целеустремленных и интересных людей) Маша — это особенно) Все, что ты говорила, относится и ко мне) Все твои переживания, о которых ты уже говоришь достаточно легко, я еще не могла переступить до этого момента) И теперь мой айсберг тронулся)) Я будто глоток свежего воздуха получила) Снова захотелось взяться за отложенные замыслы, появилась решительность и вернулся смысл) Я безумно рада, что ты есть) и что твои устремления и мечты прорастают такими плодотворными начинаниями) Пусть они укореняются и цветут дальше)) Спасибо за искренность) Спасибо за приложенные усилия для осуществления этого мероприятия)
    Также хочу сказать, что полезны были и другие лекции именно тем, что озвучили их именно в ДАННОМ контексте, люди, которые близки этой сфере, но со стороны бизнеса или любой другой. Если слушаешь о том, как лучше себя организовать от обычного предпринимателя — это одно, но когда это говорит человек, понимающий творческую натуру) — это совсем другое) И принимается оно, соответственно иначе, на другом уровне) Возможно, эти темы задеваются на привычных всем конференциях и именно с таким подходом, но я на них, к сожалению, не имела возможности быть) Так что очень рада, что в данной конференции это было! Даже лекция о голосе оказалась полезной [а особенно удивила Анастасия Владимировна своей личностью — я сразу подумала — «ах вот как я буду выглядеть со стороны в ее возрасте»)) Это касательно мимики и манеры речи в какой-то степени)) сразу захотелось лично познакомиться) может так оно и случится когда-нибудь-) ] потому как я восприняла это гораздо шире для себя. В купе эффект получился потрясающий) Так что всем спасибо!!)

  • Большое спасибо организаторам конференции! В данное время я только перехожу в геймдев из другой IT-области, и мне было важно то, что конференция получилась такая разноплановая. Это позволило сразу взлянуть под разными углами на различные области: и на сценарии игр, и на сторителлинг, и на геймдизайн, и на озвучку, и вообще получить впечатление от общей атмосферы в геймдеве. К тому же мне было очень важно, просто услышать голоса и отзывы людей, уже имеющих большой опыт работы в этой области.
    Дополнительным бонусом от конференции я бы назвал то, что ряд докладчиков помимо основной темы конференции, поделились ценными методиками для личностного роста и профессиональной эффективности. Ведь часто проблемы возникают не столько из-за недостатка профессиональных знаний, сколько из-за страха перед новым делом или нехватки личной мотивации. Очень приятно, что этой теме было уделено так много внимания. Полезными были сведения о рынке инди-разработок, где разработчику приходятся решать вопросы не только создания игры, но и исследования рынка, ее продвижения и организации ее продаж.

    Также мне очень понравилось, что «Нарраторика» вдигается в сторону не только вебинаров или курсов обучения, но также превращается в некую площадку для общения профессионалов в области геймдева. Поэтому мне особенно хотется высказать благодарность организаторам, за вложенную, энергию, душу и просто хорошее настроение, которое передалось в том числе и мне 🙂

  • Kseniya Zheyda

    Впечатления от конференции очень яркие, даже спустя почти неделю. Прелесть такого онлайн формата, это возможность быть со спикером лицом к лицу, но без отвлекающих факторов. Доклады были крутые, особенно практические моменты. Осмысленный опыт людей, погруженных в разработку, очень дорого стоит.
    Впечатлила организация, выдержанный таймлайн и отлаженность всех двух дней конференции. Большое спасибо, друзья! Это настоящее событие и луч света для тех, кто как я сидит в Сибири и не может окунуться в живой поток реального общения (=

  • Сделала конспект доклада Александра
    http://zmeika.name/2016/06/30/self-discipline.html