Онлайн-конференция — День 1

Пожалуйста, оставляйте вопросы спикерам в комментариях к записи.

Часть 1 — с 10-00 до обеда

10-00 — Открытие. Маша Кочакова “Ошибки начинающих сценаристов”

11-00 — Людмила Прима “Почему моя игра до сих пор не сделана?”

12-00 — Барисби Алборов “Нарративный дизайн Dark Souls”

13-00 — Игорь Несмелов “Юмор в играх — инструкция к применению”

14-00 — Перерыв на обед

 

Часть 2 — с 15-00 до 19-00

15-00 — Иван Серый “Игра без текста — управление переживаниями”

16-00 — Анастасия Георгиевская “Голос и геймдев. Как сделать так, чтобы вас услышали?”

Ссылка на курс «Голос. Постановка»

17-00 — Алексей Давыдов “Перед тем как начать ваш первый инди-проект”

18-00 — Сергей Чекмаев “Игровой писатель: что скрывается за буквами?”

***

Анонс второго потока онлайн-курсов Нарраторики.

  • Ivan Dobysh

    Доброе утро! Видно и слышно хорошо.

  • Stepan

    Всё супер

  • Максим Голутво

    Всё отлично, всё слышно.

  • Linver

    Слышу-вижу хорошо

  • Сороковикова Анастасия

    Все отлично!

  • Varya Go

    Добрый день. Все ок.

  • Отлично видно и слышно:)

  • Mu

    Доброе утро! 🙂

  • Денис Ровкин

    Всё окей

  • Денис Ровкин

    Ура ура, дождался :3

  • Samuel Anderson

    Nice

  • Доброе утро! Связь отличная 🙂

  • Дмитрий Иваненко

    ^^

  • Денис Ровкин

    Можно ли где то потом будет найти эти видеозаписи?

  • Linver

    Оговорки по Фрейду :3

  • Александр

    я на йутубе и смотрю

  • Imodjen

    Ой да, записи — это важно ))

  • Денис Ровкин

    Нахожусь в комментах и на ютубе одновременно

  • Sergey Filatov

    Предвосхищающий доклад

    • Денис Ровкин

      Доклад основатель ^^

  • Илья

    Ура, комменты вижу)

  • Roman “Slashik” Pekarskiy

    Вступительный =)

  • SleenFloft

    86

  • Linver

    «голосование колёсиками» xD
    да-да, Широкий, а не глубокий профиль спецов

  • Максим Голутво

    С одной стороны, у Valve крутая система, ибо там работает народ только заинтересованный человек. С другой стороны, многие проекты были завалены или закрыты, ибо люди быстро перегорали. К тому же, Вальв крайне плохо обновляют свои продукты, ибо «сделал — пошёл дальше».

  • Vasya Edomin

    Читал Валвовский «HANDBOOK FOR NEW EMPLOYEES»

  • Linver

    Про принципы работы Валв: https://habrahabr.ru/post/142645/

  • Charterboy

    Короче, учиться кодить или рисовать? 😀

  • Charterboy

    Ну, то есть так же как и в кино. Не надо делать прыжки по различным локациям, потому что все их нужно рисовать/снимать.

  • Charterboy

    Опять же, сейчас в сериалах на тв, особенно на мастистых каналах типа первого, или НТВ есть четкие регламенты того, как писать серии сериалов, например. Не больше одной погони, например.

    • Денис Ровкин

      Прям как с правилами ютуба. За каждого котика добавится +400 просмотров минимум 😀

  • Samuel Anderson

    Show your knee again, please

  • Charterboy

    Ну так и в кино так же. Абсолютно. Ты написал идеальный сценарий для серии, расписал план на весь сезон, весь такой радостный, все работает. А тебе говорят, дорогой, все очень хорошо, только пол главному герою поменяй и перенеси в Питер. И тебе становится ОЧЕНЬ ГРУСТНО

  • Андрей Анкудинов

    а записи будут? а то боюсь могу пропустить большой блок =(

    • Денис Ровкин

      Уже сказали — да, не переживай :3

    • Виталий Кабанов

      Запись будет

    • Максим Голутво

      Да, будут. Но, скорее всего, будет одной записью.

  • Дмитрий Иваненко

    О, Аристотель пошёл, «фабула должна исходить из необходимости и вероятности» ^_^

    • Дмитрий Иваненко

      Даже так «Всё это должно вытекать из самого состава фабулы так, чтобы оно возникало из раньше случившегося по необходимости или вероятности: ведь большая разница, случится ли это /вследствие/ чего-либо или /после/ чего-либо» Аристотель)

  • Денис Ровкин

    у нас есть свой Майнкрафт! Копатель хд

    • Максим Голутво

      Я считаю, что это победа. xD

  • Антон Мельников

    Insomnia готовится сейчас, обещает быть крутым проектом

  • Samuel Anderson

    Someone moderating messages?

  • Я бы еще тебя послушала, очень интересно:)

  • Денис Ровкин

    Кстати, говоря про нюансы работы художника ты напомнила мне про видео Extra Credits про позу Трэйсер из OverWatch. Там рассматривается почему лучше новая поза, как она выражает её характер и т.д. Конечно это скорее для художников… но посмотреть стоит. https://www.youtube.com/watch?v=ZmLkVtqjf1A

  • Иван Магазинников

    Вот буквально вчера объяснял молодому сценаристу что его супер-сценарий полная фигня только потому что в нем есть 50 второстепенных персонажей, у которых по 5-7 фраз один раз за игру. Игра — 2Д квест.

  • Vyacheslav Vlasenko

    Мария, как вы считаете, стоит ли подавать игрокам громоздкие вселенные, созданные с нуля, вместо того, чтобы рассказывать, пускай не буквально, о существующих или ушедших в историю культурах, народах, событиях, проблемах и так далее? Мне кажется, что довольно глупо забивать голову вымыслом когда в нашем необъятном мире столько всего интересного, неизведанного и неразрешенного… ?

    • Максим Голутво

      Лично моё мнение. Никому нельзя угодить. Вообще. Никогда. Кому-то (как, к примеру, мне) не нравится постапокалипсис и всё, что с ним связано, но мне нравятся фентезийные продуманные, очень глубокие с точки зрения истории миры. Плюс… Люди идут в игры, чтобы уйти от реальности и познать что-то новое. Поэтому всякие фентезийные штуки, роботы и прочее будут в фаворе.

      • Денис Ровкин

        Соглашусь, но стоит отметить что CoD например начинал именно со второй мировой войны и стал популярен именно на этом. Так что всё только на вкус и цвет. Рассказ существующего или существовавшего придётся осуществлять преемущественно через нарратив.

        • Максим Голутво

          Так и есть, но CoD всё-таки шутер. Не знаю как остальные, но именно что в шутеры лично я играю именно чтобы пострелять. Конечно же, если игра цепляет изначально своей атмосферой и историей (к примеру, последний Биошок), то всё иначе.

  • Samuel Anderson

    I am very mysterious one

  • alpeyek

    Маша, что бы ты посоветовала программистам в плане общения со сценаристом, чтоб «оптимизировать» рабочий процесс? В плане того, чтобы найти общий язык.

    • Денис Ровкин

      Перестать слать бедных сценаристов на 3 весёлых буквы? 😀

    • Иван Магазинников

      Имхо, тут скорее сценарист заинтересованная сторона в том чтобы научиться понимать и объяснять программистам и художникам, а не наоборот. «Коммуникация», это скилл сценариста.

      • Максим Голутво

        Имхо, но коммуникация это скилл команды 😉 Если никто не идёт на компромисс — это плохая команда.

        • Денис Ровкин

          Кстати говоря, как считаете, нужен ли человек в виде отдельного сотрудника который мог бы сплотить команду?

          • Максим Голутво

            Обычно такой вещью, на мой взгляд, должен заниматься либо самый активный из уже существующей команды, либо тот, кто эту команду собрал. По идее, собирается команда из единомышленников, поэтому количество негодования и неконструктивных споров уже сильно снижено. Но если никто не может взять инициативу в свои руки… Тут уже проблема. Человек со стороны может погасить костер проблемы, но угли будут разгораться от любого ветерка 🙂

  • Денис Ровкин

    Какова стоимость курсов?

    • Кирилл Мещерский

      А уже набрали людей, вроде как. Была девятка, если память не изменяет.

      • Денис Ровкин

        Печаль — беда

    • Виталий Кабанов

      Стоимость курса сейчас — 29 500 руб. Через месяц цена будет повышена.

  • SleenFloft

    А где ещё можно найти контент по нарраляляляйному дизайну? Что почитать, например?

    • Linver
    • Максим Голутво

      На coursera можно найти серию курсов на английском языке 😉 Начинается 27 июня.

  • Денис Ровкин

    Как привить команде желание работать над одним сеттингом?

    • Частично на этот вопрос много говорили в подкасте с Дыбовским

  • Денис Ровкин

    мяу мяу оки :3

  • Денис Ровкин

    Народ, может скооперируемся и пообсуждаем геймдев потом, после конференции в вк или ещё как то? Хороший повод для знакомств :3

    • Максим Голутво

      Неистово плюсую 🙂 В обсуждениях можно сделать.

    • Кирилл Мещерский

      Хорошая идея.

    • Можно в Нарраторике в ВК тему сделать и в ней общаться :З

      • Денис Ровкин

        А давай, ждёмс :3

      • Adept

        А не лучше ли будет создать что-то вроде слака/дискорда/телеграма? Они более располагают для общения и создаются за несколько минут.

        • Roman “Slashik” Pekarskiy

          Для всего этого надо что-то ставить, как-то учить пользоваться. Тема в ВК же универсальный и простой вариант. Так то можно было бы и IRC канал поднять =)

          • Денис Ровкин

            Может просто кофну в вк?

          • Adept

            Ну, сидеть в геймдев тусовке и лениться/не знать про какой-нибудь слак…
            А тема в контакте это ужасно неудобно

  • Roman “Slashik” Pekarskiy

    Будет ли еще раз проводиться 1й тип курса, с текстовым квестом?

    • да, будет, но уже в 2017

      • Roman “Slashik” Pekarskiy

        Спасибо, буду ждать анонса =)

  • а слайды будут меняться или в этой части не предусмотрено?
    или у меня просто глючит?

  • Это только у меня не меняются слайды у Людмилы? Видимо трансляция идет из основного окна PowerPoint, а не окна с показом презентации. Надо трансляцию экрана перенастроить на нужное окно.

  • Денис Ровкин

    Ойлол хд

  • фулскрин не захватывает

  • теперь виден второй слайд, все ок

  • Вот у меня с релизом Message Quest на мобилках самосаботаж >.<

  • Tatiana ElinDi

    самосаботаж это да… стражнож..

  • Roman “Slashik” Pekarskiy

    Сначала «как делать?» а потом «что делать?» оО

  • Максим Голутво

    https://new.vk.com/topic-76086478_34182757 — тема с обсуждением конференции, а также просто для общения. Вливайтесь 😉

  • Александр

    чет я приуныл

  • Cadmus

    http://www.primacoach.ru/obo-mne/ я не вижу тут сделанных инди игр =(

    • Коуч коучит, разраб разрабатывает. Не путайте.

    • Максим Голутво

      Это как тренер спортивной команды. Ты не должен уметь играть, чтобы тренировать. Должен быть человек со стороны, который скажет что и как нужно сделать ПРАВИЛЬНО. А также мозги направит в нужную сторону 🙂

      • Cadmus

        Почти все тренеры по футболу бывшие успешные футболисты, по крайней мере на юниорском (инди) уровне.

        • Максим Голутво

          Но не все. И футбол не единственный спорт, в котором есть тренеры. К тому же… Сценаристика это интеллектуальный «спорт». Тут рулят умные люди, не всегда опытные и квалифицированные. Просто умные и понимающие.

        • Тренер сборной россии по плаванью Татьяна Покровская не умеет плавать. Сборная отличная, побеждает.

  • SleenFloft

    Слышал что-то про осознанные сновидения, это может ка-то помочь вижину?

    • SleenFloft

      Я так пару локаций придумал, правда только придумал. Вообще, теоретически это может позволить в свою игру поиграть.

  • Mu

    У меня, кажется, целая конюшня сдохла D:

  • Выложите потом, пожалуйста, презентацию Людмилы.

  • Kseniya Zheyda

    К сожалению, контакты Людмилы неразборчивы на слайде. Можно ли их еще где-то посмотреть?

    • Ivan Dobysh

      Ксения, нажмите на шестерёнку в правом-нижнем углу видео и настройте качество видео.

      • Kseniya Zheyda

        Иван, спасибо!

    • Виталий Кабанов

      Если открыть на Ютубе, то всё хорошо видно

    • Ivan Dobysh
  • Дмитрий Иваненко

    А вот фиг ты получаешь эту абилку. Я, когда понимаю, что я сплю, всё равно не имею возможности влиять на сюжет. Я знаю, что всё будет происходить так, как происходит и у меня нет никакого контроля)

    • Ivan Dobysh

      Тренироваться надо 🙂 Осознанные сновидения — огромный и интересный мир, но открывается он, в основном, только тем, кто учится, пробует, добивается.

    • Vasya Edomin

      Прокачал за один вечер. Книжка чувака по фамилии Радуга и чтение форума на его сайте творят чудеса.

    • Иван Магазинников

      Там немного другая система. Нельзя нарушать законы сна, но можно раздвигать границы или путешествовать по «карте снов», меняя географию а вместе с ней возможно уже и сам сюжет и «жанр» сна. Ну или просто проснуться в любой момент.

  • Linver

    Хороший доклад, есть о чём думать. Спасибо

  • Mu

    Огромное спасибо за лекцию.
    Мне такого очень не хватало.

  • Дмитрий Иваненко

    Не соглашусь с тем, что не развита культура поиска смысла. Вся религиозная культура России построена на вопросах «кто я, что делать, в чём смысл этого» и так далее. Просто открыть любой роман Достоевского.

    • Дмитрий Иваненко

      Понимаю) Я пишу скорее просто для других читателей комментариев. Вопросы буду с радостью писать, как только смогу сформулировать.

  • Денис Ровкин

    Вздремнул, спасибо

  • Полезный доклад, что-то по-новому в мозгах теперь закрутилось. Спасибо!

  • Tatiana ElinDi

    отличное упражнение! обязательно прогоню его)

  • Денис Ровкин

    Попробуем отвлечься. Люди, как назвать сия капсульку?

  • Lampogolovii

    у меня постоянный фейл раз за разом — начинаю делать игру, и в середине пути бросаю делать. то ли что-то не нравится как получается, то ли боюсь сделать плохо. игры разные, геймплей разный. с одной стороны это уже не прототипы, и бросать жалко. с другой — уходит энтузиазм. может ли пирамида логических уровней помочь здесь? или лучше применить другую систему «копания в мозгах»)))?

    • Ivan Dobysh

      Про это же и рассказывали. Если работает, как говорили, то, конечно же, может. В любом случае, почему бы не попробовать?

      • Lampogolovii

        Да, буду пробовать. Скачаю презентацию, вопросы, и пройдусь по пирамиде. Спасибо.

    • Денис Ровкин

      Нашёл хороший способ не сбиться с пути. Первое — найди единомышленника, возможно соразработчика. Второе — сделай расписание на всю неделю, и каждый день делай что-то для своей игры

      • Lampogolovii

        Спасибо, буду пробовать.

    • Lampogolovii

      супер! спасибо!

    • Иван Магазинников

      Есть такой типаж характера — «бегуны на короткие дистанции». Которые часто бросают начатое и берутся за новое. Есть несколько приемов рассчитанных на таких людей:
      1) Четкий план рассчитанный на завершение проекта в максимально короткий срок. Например за месяц-два-три. Чтобы точно знать что делать на каждом отрезке времени и когда ты закончишь. Я так книгу за 48 дней написал.
      2) Вознаграждение как способ мотивации. Например участие в конкурсе с призами.
      3) Чередование нескольких занятий с переключением между ними, чтобы не успевали надоедать.

      • Lampogolovii

        Возможно, я спринтер, да…
        1. Да, так и стараюсь. Делаю игры за месяц-полтора. Помогает.

        2. В конкурсах с призами участвую, да… помогает.
        3. Стараюсь делать все по игре — и графику, и код, и звуки. Не помогает.
        Давно борюсь с этой проблемой. Но депрессия догоняет с завидной регулярностью. Как найду решение — обязательно отпишусь.

    • Здесь помогут те же самые вопросы. А зачем мне продолжать это делать? Может, я какую-то свою внутреннюю цель уже выполнил и остальное мне и не нужно?

      Энтузиазм это мотивация, а мотивация появляется, когда ты понимаешь, зачем ты это делаешь. Какой-то ресурс получаешь взамен. Если ресурса нет — то ничего удивительно, что хочется бросить.

  • Комэн Марси

    «Ты — никто. Ты легко заменяем. Твоя личность вообще не важна»

  • Дмитрий Иваненко

    Маш, у тебя немного звук стал пропадать.

  • Tatiana ElinDi

    Путешествие декабристов в Сибирь )

  • Виталий Кабанов

    Игра про декабристов, это очень круто. Надеюсь, эта идея станет реальностью

  • На самом деле вся философия прошлого наследуется из творчества людей, которые на ней воспитывались, то есть идеи авторов включены в художественные произведения людей, которые их уже всоприняли и таким образом происходит эволюция этих идей. моё мнение

  • Tatiana ElinDi

    Если по ходу разработки игра претерпевает множество метаморфоз, в итоге игра все время коренным образом менялась. Нормальный ли это процесс или признак того, что что-то еще недоработано в такой пирамиде?

    • Ivan Dobysh

      Хороший вопрос, можно часами про это говорить. Стивен Кинг рассказывает, что у него персонажи каждый раз уводят его в другое русло, нежели он думал. Дыбовский переделывал Knock-Knock трижды целиком. С одной стороны — нормальный творческий процесс, с другой — можно не выпустить игру никогда так.

  • Александр

    Так портирование можно ж отдать на аутсорс, нет?

  • Kseniya Zheyda

    Людмила, спасибо!

  • Imodjen

    Маша, как завещал Молчанов — делегируй ))

  • Виталий Кабанов

    Шикарная игра, одна из любимейших

  • Играла, чуть телевизор не разбила!

    • Максим Голутво

      Все так делали xD

  • Дмитрий Иваненко

    Прослушал, как три базовых инструмента рассказывания до геймплея?
    — звук
    — изображение
    И что-то ещё?

    • Imodjen

      слова

      • Дмитрий Иваненко

        Спасибо.

  • Vasya Edomin

    Уговорили. Поиграю в DS

    • Максим Голутво

      Лично я бы советовал брать третью часть. Она хороша и, на мой взгляд, интереснее.

  • Иван Магазинников

    Маша, может проблема в другом? Если ты ставила целью «выпустить игру», то ты эту цель уже выполнила и хочешь двигаться дальше. Выход на мобилки в таком случае для тебя — топтание на месте. А вот если бы ты поставила цель : «зафигачить игру на все возможные платформы» — то ты ее еще не выполнила, и есть к чему стремиться.

  • Дмитрий Иваненко

    Вопрос. Что можно прочитать конкретно про инструменты рассказывания историй? А ещё лучше — про геймплей как этот инструмент?
    Можно на английском.
    Может, что-то про «геймплей» детских игр или фольклорных ритуалов хотя бы.

    • Ivan Dobysh
      • Дмитрий Иваненко

        В матчасти много полезной литературы на разные темы. Но вдруг кто-то может подсказать конкретные вещи про геймплей для истории.

    • Максим Голутво

      Ох, я могу путать что-то, ибо за последниё месяц прочитал тонну литературы, но Level UP из матчасти на сайте Нарраторики даёт именно это.

  • И правила и интерактивность есть в других медиа и сферах — в играх (настольных, спортивных и т.д.), в вебе, в современном искусстве; ни то ни другое не является специфической особенностью видеоигр.

  • я бы здесь рекомендовал показывать хотя бы картинки, а по-хорошему твитч логи.

  • Кто просил презентацию: http://www.slideshare.net/ssuser2c3f61/ss-63436484

    Мои контакты: me@primacoach.ru
    http://www.primacoach.ru
    https://www.facebook.com/ludmila.prima.5

    Все, кто сделает упражнение, присылайте мне на почту, обсудим лично:)

    • Максим Голутво

      Спасибо за лекцию и презентацию!

    • Ivan Dobysh

      Людмила, спасибо за лекцию!

    • Спасибо!

  • Про Dark Souls хорошо бы потом статью, чтоб вникнуть.

    • Imodjen

      хорошо бы еще в игру поиграть, но это ж ад ))Разве что ютуб спасет ))

      • Виталий Кабанов

        Игра не так сложна, как многие думают. Даже человек с такими кривыми руками, как у меня, способен её пройти. Самая адовая игра, вызывающая дикую боль — это Boshy (I wanna be the boshy)

        • Imodjen

          Я вот в Бладборн не смогла пока, но не теряю надежды ))

          • Stepan

            надо больше попыток. Просто набить руку и всё получится. Для соулс-игр нужно развить навык игры в них и потом всё легко

          • Виталий Кабанов

            Главное продолжать бороться — тогда всё получится. Удачи Вам)

      • Ютуб я смотрел — зело долго и много нюансов теряется. В том и ценность таких видеообзоров и статей:
        https://shazoo.ru/2014/07/11/23241/detalnyj-razbor-syuzheta-i-lora-dark-souls-ii

  • Кирилл Мещерский

    https://www.youtube.com/watch?v=ZZ9_RJ2EPo0
    Держите, видео про развитие геймдизайна в серии Дарк Соулс. Полчаса и вообще приятное.

  • а может идёт реальная трансляция на мониторе всё-таки, но его не включили?

  • Tatiana ElinDi

    Либо соседи у него делают ремонт, либо под окнами кто-то трубит в горн призывая броситься армию в атаку.

    • Ivan Dobysh

      Горн подбивает пройти дарк соулс, тем более, что это того стоит.

    • Barisbi Alborov

      Человек-сосед решил посверлить стены 🙂

  • Денис Ровкин

    Эх, обед хочется. У меня уже пол четвёртого :c

  • Vyacheslav Vlasenko

    Не отторгает (отвлекает) ли напряженный игровой процесс Dark Souls от более глубокого и вдумчивого изучения мира игры?

    • Максим Голутво

      Признаться, когда я играл в 2 и 3 части, то сюжет меня там совсем не заботил и даже не привлекал. Вся суть была в геймплее и в том, чтобы превозмогать себя. Но это у меня.

    • Виталий Кабанов

      Меня наоборот сложность игры заставляет залезать в каждый угол, чтобы найти полезные предметы, и читать описание каждого предмета, чтобы понять, для чего они нужны в чём их суть.

  • Анастасия Владимировна

    Мне не нравятся недосказанности в играх, ка ки в фильмах, т.к. создается ощущение, что просто непродуманный сюжет и Мир. Будто творцы поленились или допустили небрежность

    • Максим Голутво

      Это не всегда плохо. Спекуляции вокруг «Игры престолов» и событий сериала в частности проходят постоянно. И это только подогревает интерес. Дать возможность зрителям подумать иногда тоже хорошо.

    • Nikita Radostev

      Ну, и такое может быть, но иногда наоброт интереснее, когда можно по-разному интерпретировать. В случае открытых концовок даже, например.

    • Anna Selezneva

      Недосказанность и непродуманность — разные вещи. Недосказанность как раз делается так, чтобы зрителю/игроку было, о чём подумать, на чём построить теории, проверить свою наблюдательность и т.п.

    • Vyacheslav Vlasenko

      Получается, что тексты песен в рок музыке тоже непродуманы как следует 🙂 На самом деле игроки (читатели, зрители, слушатели…) порой способны вложить в куда больше смысла, чем способен автор в одиночку. Собственно, на это и расчет, так как некоторая недосказанность буквальным образом продливает игре жизнь.

  • Linver

    В Ever17 я видел, пожалуй, лучшее внутриигровое объяснение возможности начать игру заново или загрузиться. Кстати, считается лучшей визуальной новеллой. Советую посмотреть

    • Ivan Dobysh

      На счёт «лучшей визуальной новеллы» — есть, с чем поспорить, но игра отличная. Если кому интересна тема визуальных новелл — вот список новелл, рассортированный по рейтингу крупнейшего английского сайта про вн.
      https://vndb.org/v/all?q=;fil=tagspoil-0;rfil=;o=d;s=rating

    • Денис Ровкин

      По моему смерть лучше всего сделана в Rogue Legacy. Там смерть это реально часть геймплея

  • Кирилл Мещерский

    На тему геймдизайна и его механик могу только посоветовать канал Extra Credits, где чуваки именно это все и обсуждают и развивают. Как работает геймдзайн, механики в играх и прочее.

    • Денис Ровкин

      Плюсую

    • Ivan Dobysh

      Extra Credits великолепен, поддерживаю!

  • Nick Pavlov

    Вопрос?? — Знаешь ли какие-то книги, похожие по атмосфере и тайне и глубине, на вселенную дарк-соулс или бладборн? Спасибо за интересную инфу!!

    • Виталий Кабанов

      Плюсую, было бы очень интересно почитать что-то похожее

  • есть система классов?

    • Максим Голутво

      Да, есть, но… Она своеобразная.

      • а со сторилайн это как-то связано?

        • Максим Голутво

          Никак. Вообще. Это лишь стартовые условия, которые ты сам сможешь изменить уже через 2-3 часа игры.

          • понятно, видимо и сторилайн без вариаций на тему нелинейной сюжетной линии.

          • Максим Голутво

            Так и есть, да.

  • Ivan Dobysh

    Помимо эпикнэймбро есть ещё классная серия VaatiVidya — Prepare to Cry

  • Sergei Potapov

    ВОПРОС: Как ты относишься к прохождению дарков не в “слепую” а с помощью видео гайдов? По твоему мнению это портит впечатление о игре?

  • Можно плиз ссылку или название академического обзора лора Dark Souls на ютубе?

  • Linver

    Мне говорили, что в Дарк Соулс проще начинать сгенеренным магом, и кайтить монстров. Да?

  • Виталий Кабанов

    Большое спасибо! Очень круто и интересно)

  • Спасибо, оч интересный доклад!

  • Дмитрий Иваненко

    Спасибо!

  • Ivan Dobysh

    Спасибо за доклад!

  • Виталий Кабанов

    Только у меня картинка сильно замыленная?

    • +1

      • Денис Ровкин

        ++1

    • Ivan Dobysh

      Думаю, что просто камера плохая.

      • Виталий Кабанов

        Не только Игоря плохо видно, но и Машу (а у неё вначале всё было хорошо)

        • Ivan Dobysh

          Может интернет буянить — не хватать ширины канала, чтобы две-три камеры параллельно стримить.

  • Денис Ровкин

    Ура, наконец позитифф! :3

  • Анастасия Владимировна

    Вопросы сюда писать?

    • Кирилл Мещерский

      Да

  • Денис Ровкин

    А Маша тут, в комментах?

    • Тут, тут, куда я денусь ))))

      • Денис Ровкин

        Псыыы, кинь ссылку на тему обсуждения конференции в вк (чувствую себя словно шепчу где-то на лекции)

  • Дмитрий Иваненко

    Ну, есть же Tales from the Borderlands всякие) Юмор никуда не делся, имхо)

    • Максим Голутво

      Купил на распродаже. Вот ещё не решился попробовать. Судя по всему, стоит.

  • Mu

    О, да! Jazzpunk просто прекрасен!

  • Кирилл Мещерский

    За рубежом может быть. У нас серия ситкома в районе 60-80 тысяч, если мне не изменяет память.

  • Дмитрий Иваненко

    «Причина же этого заключается в том, что приобретать знания весьма приятно не только философам, но равно и прочим людям…» Аристотель.

  • Tatiana ElinDi

    а тут пылесосят)

  • Samuel Anderson

    That’s interesting to listen to this guy!

  • Кирилл Мещерский

    Реально, отлично рассказывает, интересно, играет голосом, выделяет важные предложения, волшебно короче.

  • Иван Магазинников

    Игорь, а что вы думаете о «программистском юморе» в «Космических рейнджерах» и «King’s Bounty»?

    • Nesma

      О, я неправильно услышал вопрос. Кингз Баунти играл только старый (там юмор был…текстовый и немного)…Ниваловский не играл, если вы про него. В Космических Рейнджерах юморок хороший, но не под массы, как и сама игра.

      • Иван Магазинников

        Нет «Ниваловского Кингс Банути» — его делала Katauri, разработчики «Космическиз рейнджеров». Нивал делал «Героев 5».

        • Nesma

          Да, мой косяк, но они делали какой-то спин-офф судя по Вики, видимо поэтому у меня в голове и засело.

  • Кирилл Мещерский

    Атуин

    • Nesma

      Стресс…нервы…старость)

  • Дмитрий Иваненко

    В античности скорее не социальное доминирование, а вытеснение чего-то «низкого», «неправильного». Скорее должно быть не про то, что «я молодец», а про «так делать нельзя, посмотрите все на это».

    • Кирилл Мещерский

      Ну да, там надо еще учитывать определение жанров и прочее

  • Mu

    Хотим литературу!
    Очень интересно!

    • Дмитрий Иваненко

      Вот да, литературу хотим!

  • Кирилл Мещерский

    Ну, а еще Дзига Вертов был одни из первопроходцев «прозрачного монтажа» и, как и Кулешов, пропагандировал эстетику невмешательства 😀

  • Иван Магазинников

    Я имел в виду не юмор на тему программирования, а юмор написанный не профессиональными сценаристами-писателями, а «написанный профессиональными программистами» в играх изначально иронических или пародийных.

  • Кирилл Мещерский

    Да, есть еще Bo Burnam, который использует музыку, свет и прочее для создания шуток

  • Кирилл Мещерский

    А 300 рублей за шутку будут платить? 😀

  • Денис Ровкин

    У меня слово крутить О.О

  • Ivan Dobysh

    Приходит Кубик Рубика в секс-шоп:
    — Посоветуйте анальные шарики, а то никак не соберусь…

    • Кирилл Мещерский

      ААААААААААААААА, Господи, я чет закашлялся даже.

  • Samuel Anderson

    Children began to go into a sex shop

  • Sergey Kadubovskiy

    Умная блондинка держала по зонтику в каждой руке

  • mr_ozio

    Сложный прекол

  • Кирилл Мещерский

    Можно потом будет презентацию отдельно скинуть, а то 15 минут осталось, вдруг, Игорь, вы не все успеете :3

  • Grimaniful

    «Инновационная секс-игрушка на принципе кубика Рубика. Перед использованием вибратор необходимо собрать.» *фить-ха!*

  • Samuel Anderson

    Yay, english words!

    • Sorry! Maybe next time we’ll do an international conf in Eng 🙂

      • Vasya Edomin

        My English so bad for listening next conf in English.

  • Максим Голутво

    Если я правильно помню, третий Ведьмак писался на польском и английском изначально, без перевода польского на английский. Потом уже, после составления двух языковых текстов, начали переводить на другие языки. Поэтому шутка может быть просто плохой.

    • Дмитрий Иваненко

      А я что-то читал, что там был перевод параллельно с написанием текста. Сценарист всё равно был польскоязычный изначально.

  • А почему перевод шутки — это не работа переводчика (локализатора)?

    • Максим Голутво

      Тяжело перевести шутку, которая ходит только в конкретном языке. К примеру, как ты переведешь «шиш с маслом» на английский язык?

      • Кирилл Мещерский

        Ну, бОльшая часть фраз все же имеет аналоги, но да, тяжело.

        • Максим Голутво

          Конечно. Аналоги есть практически везде, но вот именно что игра слов или какие-то устойчивые фразы это очень тяжело передать полностью. К примеру, в том же Ведьмаке, если сравнивать переводы польского, английского и русского, то очень много шуток были просто переписаны из-за невозможности передачи правильности перевода.

      • Ну, собственно, задача хорошего переводчика — как раз хорошо переводить то, что перевести сложно.

    • Nesma

      Потому что среди них мало людей (по опыту) досконально владеющих креативно-художественной составляющей языка…уже тем-более юмором, это сценарист делать должен. (Хотя уверен есть офигенные локализаторы)

      • Но если переводчик — плох и не может смешно перевести труднопереводимую шутку — это же проблема переводчика, а не автора оригинальной шутки. Собственно, я понимаю, что переводчики игр считаются менее профессиональными, чем переводчики литературы. Но в этом же и проблема. И если мы уже при создании игры будем закладываться на непрофессионализм переводчика, то ничего так никогда и не изменится — переводчикам так и не нужно будет совершенствоваться и учиться переводить лучше.

        • Nesma

          Вы правы, но тут вопрос подхода локализатора…и если брать великих литературных переводчиков — то многие из них были вполне успешными писателями и как раз поэтому могли заменить оригинальные каламбуры на свои авторские. Я вам могу, как лингвист, сказать, что есть непереводимые языковые обороты (особенно юмористические), и как мне кажется, это не в рамках зоны ответственности переводчика «с нуля» придумывать шутку на место непереводимой.

  • GarGrim

    Локализация может и исправить положение. В Ведьмаке шутка со стихом, который Геральт читает Ламберту на лодке посреди озера, на русском звучит гораздо лучше и сильнее, чем на английском или на польском, например.

  • Rob Royal

    Скажи, пожалуйста, как правильно попасть юмором в свою ЦА? Как обезопасить гэги, заранее, потому что, очевидно, что чувство юмора 25-летнего гейм-дизайнера несколько отличается от чувства юмора ЦА HOG’и, скажем.

    (и спасибо за хорошее, подготовленное выступление)

  • Денис Ровкин

    ВОПРОС: Что стоит прочесть?! Дай список литературы!

  • Кирилл Мещерский

    Эдгар Райат!

  • Александр

    ??? ВОПРОС: Я делаю игру на серьезную и актуальную социальную тему. Для меня большой вопрос — делать ее серьезно или в сатирическо-ироничной форме. Есть какие-то критерии, как решить — что лучше для моего проекта?

    • Кирилл Мещерский

      В моем представлении сатира и ирония вызывают больше интереса и эмпатии у игроков. И вообще у всех.

    • Nesma

      Кирилл прав, но не в любом случае. Есть возможность напороться на непринятие юмористического подхода, если тема слишком острая. Можете писать в личку, если хотите подробности о теме, может смогу помочь.

  • Александр

    может просто не будем обедать?)

    • Кирилл Мещерский

      согласен, может просто отдельную трансляцию?

  • Ivan Dobysh

    Давайте из обеда минут 10 оторвём?

  • Mu

    Отличный доклад!
    Было бы здорово еще послушать.

  • Ivan Dobysh

    Игорь, было супер, спасибо большое, будет здорово, если завтра продолжение будет!

  • Максим Голутво

    Эх, про персонажей я бы послушал!

    Спасибо за лекцию! Было невероятно круто.

  • Спасибо за доклад, шире, чем на Девгамме) Игорь, может быть просто выложите презентацию?

    • Nesma

      Могу, только там скорее презенташка для меня, чтобы стройность мысли придать…там половина непонятно будет без комментариев.

      • Ничего, разберемся! 😉 есть запись доклада + конспект от руки с Ваших слов

      • А, понял, там же есть еще с пяток не рассказанных слайдов. Ну я ради рассказанных попросил

  • Денис Ровкин

    Насчёт юмора. Киньте материал, с удовольствием изучим!

  • Максим Голутво

    Эх, вынужден вас покинуть на сегодня, но завтра должен буду отсидеть весь день. Было невероятно круто! Спасибо как лекторам, так и Маше за организацию 😉

    P.S: Зрители, вы также лучшие. Невероятно конструктивные комментарии очень радуют и располагают к дискуссии.

    Всем приятного дня 🙂

  • По юмору отдельный вебинар хорошо бы. С чувством, с толком, с расстановкой и графиками.

  • igiss

    Есть запись первых двух часов? Видео части первой начинается с Барисби.

    • Ютуб шалит. Говорит, что видео 4хчасовое, но показывает только последние 2 часа. Видео-менеджер пишет, что processing — так что он наверное обрабатывает контент все еще. Надеюсь, оно не исчезнет!

  • mr_ozio

    Ребят, я пропустил первые два доклада. Где посмотреть? Вот здесь только с третьего начинается https://www.youtube.com/watch?v=toTw-fRaimc

    • какая-то шляпа ((( не знаю, почему два первых доклада улетели. Мы без перерывов записывали. На следующую часть поставлю у меня бекап записываться. А здесь, надеюсь, гугл раздуплится и все 4 часа подсосет >.<

      • Похоже ютуб раздуплился. Я вижу все 4 часа.

      • mr_ozio

        раздуплился.)

  • Nesma

    Итак, ссылки на материалы:
    https://vk.com/video-14446989_166900148 — Тим Минчин и его выступление (Проанализируйте сколько раз он сломал повествовательную линию именно музыкой в этом треке)
    http://ecomedy.ru/blog/humour-school/443.html — подборка лит-ры.
    https://www.youtube.com/watch?v=3FOzD4Sfgag — Эдгар Райцат и использование камеры и монтажа (В комментах упомянали)
    http://kvn.ru/static/majesty_joke — Статья хорошая, коротко и по делу (Пропустите просто все что относится к КВН)

  • Я слушал доклад про юмор и у меня произошел момент смеха. Теперь я не знаю, как доделать свою игру.

    P.S. А вообще все круто, самое интересное еще впереди

    • Про это Вы можете узнать в докладе Людмилы Примы в первой части конфы

  • Nesma

    По заявкам, ссылка на презентацию: https://www.slideshare.net/secret/D2C7XQlm7P74FE

    • Благодарствую!)

  • mr_ozio

    работает, видно

  • Samuel Anderson

    Nice drawings 😀

  • Ozvard

    Слышно, видно.

    • Ozvard

      Запутался. То у меня началась запись трансляции с начала. =)

  • Анастасия Владимировна

    Мне кажется, если бы вместо этих слайдов Иван просто махал руками в камеру, было бы понятнее)

  • Денис Ровкин

    Много ли нас, сидящих здесь с начала стрима?

    • Samuel Anderson

      We are cool dudes!

    • Vasya Edomin

      Я _

      • Денис Ровкин

        Завтра смотреть продолжите?

        • Vasya Edomin

          Да

          • Денис Ровкин

            Го в други вк?

          • Vasya Edomin

            Други у меня друзьях долго не задерживаются.
            vk.com/edomin
            Комментарий будет удалён через 5 минут.

          • Денис Ровкин

            Ну ладно, всё равно было приятно познакомиться

        • Samuel Anderson

          Sure

    • Есть такие) и завтра тоже буду весь день тут

  • Дмитрий Иваненко

    Силуэт похож на тумбочку и вазу на ней)

  • Анастасия Владимировна

    Что-то я не поняла…разве можно ввести моменты, которые невозможно пройти в игре?

    • Денис Ровкин

      Бывают тупиковые ситуации, которые не расчитали гейм дизайнеры. Иногда слишком большой урон, слишком много здоровья. Или ты до упора не замечаешь, что босса можно убить скинув на него балкончик и это косяк не игрока, а как раз таки левел дизайнера!

    • Дмитрий Иваненко

      Я даже слышал о нескольких играх, в которых были такие моменты. Не могу вспомнить название только(

      • Vasya Edomin

        Слышал о играх, в которых были такие моменты, а хардкорщики таки сумели их пройти. Например Красный Дракон в пещере на Изумрудном острове в игре Might and Magic VII.

        Там по заданию нужно было, не попадаясь дракону под руку, стащить какой-то квестовый предмет из пещеры.

  • Samuel Anderson

    What was the name of the game? Avivo Abibo?

    • Дмитрий Иваненко

      Ovivo

      • Samuel Anderson

        Thank you

  • Денис Ровкин

    Не могу заполнить уровень декорациями и мелочами. Что посоветовать можете?

  • mr_ozio

    Круто, на самом деле. Очень много информации в короткое время. Надо пересмотреть и обработать.

  • Анастасия Владимировна

    Надо переслушать будет) не все усвоилось)

  • Анна Болдырева

    А можно пару примеров еще, когда интерфейс «обманывает» игрока?

    • Linver

      В ДеусЭксе был момент, когда хакеры взломали твой внутриигровой нейроинтерфейс, хотя и не очень раскрыли эту фишку.

  • Вопрос??? Оч интересно про убирание одного из параметров объекта. Про водопад, который мы слышим, но не видим. Есть что-то еще почитать или посмотреть об этом?

  • Денис Ровкин

    Да и вообще, какие ресурсы можно изучить по теме дизайна уровней? Книг мало, видеообучений тоже не встречал почти никаких

  • Александр

    Про стулья и бутылки не понял. Прямо сейчас сижу рисую стул для бара на базе игрока. Геймплейно он не нужен, но я же не могу сделать пустой бар? Создание атмосферы не достаточная причина для введения объектов?

    • Денис Ровкин

      Вот вот! Начал делать данж, сделал коридор, ловушки, а данж пустой! То есть не хватает декораций. Вот что делать?

  • В тему: — насколько я помню, в MGS2 в титрах был «обман с интерфейсами».

  • SleenFloft

    Человек, который ходит, не шевеля ногами — это эффект зловещей долины.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Зловещая_долина

  • mr_ozio

    во, в начале metal gear solid v: phantom pain было, когда в начале тебе предлагают выбрать твоё новое лицо для конспирации, а на самом деле в игре ты его не получаешь, а получаешь в мультиплеере

  • Спасибо, Иван!

  • Konstantin
  • Ivan Dobysh

    Иван, спасибо за интересную тему, жалко, что так мало времени.

  • Ivan Dobysh

    + видим, слышим, всё ок

    • Дмитрий Иваненко

      +, ага

  • ++

  • Сороковикова Анастасия

    + все есть

  • Анастасия Владимировна

    ++

  • Анна Болдырева

    +++

  • Денис Ровкин

    + всё окей

  • Linver

    *фонтан плюсиков* +

  • Konstantin Kitmanov

    Обманом не пользуются по одной простой причине — надо не только обмануть, но и дать понять, что это не баг. Аналогично с неубиваемым монстром.

  • Mu

    +++

    • Mu

      555

  • Ксения

    ++

  • Sergey Filatov

    +1

  • Vasya Edomin

    ++

  • Anton Radus

    ++

  • SleenFloft

    А где там расписание на следующий день?

    • Vasya Edomin

      Под квадратиками с твиттером, фейсбуком и т. д. ссылка.

  • Анастасия Владимировна

    5+

  • Sergey Filatov

    55

  • 55

  • Ксения

    55

  • Сороковикова Анастасия

    5!

  • 55

  • Sergey Kadubovskiy

    ++

  • да

  • Анастасия Владимировна

    да

  • Денис Ровкин

    Попала

  • Linver

    да

  • Mu

    да :3

  • Дмитрий Иваненко

    В целом да, есть проблема что-то делаешь, а вот показать людям, чтобы они увидели это и обратили внимание — сложновато, ага.

  • Vasya Edomin

    да (что-то у меня трансляция слоупочит)

  • Samuel Anderson

    I’m afraid of this lady. She’s so strong

    • Ivan Dobysh

      Don’t be afraid, she’s strong, but friendly 😉

    • Vasya Edomin

      Are you reading subtitles?

      • Samuel Anderson

        No, I’m a very special guy

  • Денис Ровкин

    В игровой сфере есть понятия гринлайта и кикстартера. Как продвинуть проект там? Как лучше прорекламировать то, чего пока ещё нет?

  • Хотелось бы услышать, как лучше взаимодействовать в команде, с руководством, как толково доносить свои идеи.

  • Dasha Koltsova

    Напишите, пжалуста, озвученные Иваном рекомендуемые группы/ссылки

    • Внизу есть ссылки

      • Денис Ровкин

        Где?

  • Анастасия Владимировна

    Мы сейчас про выступление говорим?

  • Дмитрий Иваненко

    Про это же завтра доклад будет, про открытую разработку игры)

  • Samuel Anderson

    Victory!

  • Linver

    Сценаристы тоже не очень хорошо рисуют, обычно ^D

    • А еще в коде часто совсем не шарят))

  • Анастасия Владимировна

    Раздражает, да)

  • 99

  • Денис Ровкин

    Что показать в презентующем видео игры? Имеется ввиду анимационное видео, а не презентация человека. Как показав видео пользователям, заставить их инвестировать?

  • Ivan Dobysh

    999

  • Денис Ровкин

    99

  • Mu

    9999

  • Анастасия Владимировна

    9_

  • Надежда Черемисина

    99

  • Linver

    9 9

  • 99

  • Дмитрий Иваненко

    999

  • Ксения

    9 😉

  • Эээ, зачем лицо более молодым и открытым, вдруг я охранником нанимаюсь? 8)

  • А можно что-то про эффективное общение голосом, если общаешься с командой на удаленке?

  • Анастасия Владимировна

    Да-да)

  • Хорошо, спасибо)

  • Денис Ровкин

    То есть будет ли работать реклама, в которой какой-то очень пафосный орк поднимается на гору, а диктор медленно, но очень громко и пафосно говорит что то в духе «War…. never changes…» (война никогда не меняется)??

  • Анастасия Владимировна

    Х))

  • Mu

    Классно 😀

  • Анастасия Владимировна

    Да)

  • Да, разница заметна)

  • Linver

    Убедительный пример

  • Денис Ровкин

    Знаете, начали говорить про то, как продать игру, а ко мне в голову приходят лишь мысли о применении лицевой анимации и озвучки персонажей 😀

    • Потому что тема общая — голос, звучание, невербалика

  • SleenFloft

    Здорово, конечно, но будет что-нибудь про сторителлинг, например, про персонажей, историю мира, побочные квесты, взаимодействие между НПС и игроком, диалоги?

    • Денис Ровкин

      Лови общие моменты

    • Будет, дождитесь доклада Чекмаева ))

    • Вы читали анонс этого доклада? Он про коммуникацию с другими людьми. Про сторителлинг в других докладах

  • в плане геймдизайна, как лучше начинать и развивать диалоги?
    как выстраивать общение игрока с игровым миром?

    • Давайте вопросы по теме доклада. Про диалоги — сценаристы расскажут.

  • Linver

    Хорошо, расскажите тогда о самом-базовом-основном приёме поправки голоса, пожалуйста.

  • Александр

    ВОПРОС: Занятия вокалом сами по себе помогают улучшить разговорные навыки?

  • Стоит ли постоянно контролировать свою вербальную и невербальную коммуникацию, и как сделать так, чтобы это не выглядело искусственно?

  • Денис Ровкин

    Нужно сделать НПС который изначально создаст ощущение некой доверенности, какие можно использовать приёмы? Не каждый игрок будет доверять парню с красивой осанкой, в костюме и хорошими манерами.

  • Анастасия Владимировна

    Как опять коммуницировать с командой (новой), если однажды всех подвел тем, что заразил идеей и бросил? Теперь есть страх повторения ситуации и даже не берусь больше вовлекать никого.

  • Ivan Dobysh

    А что делать, если начинаешь задыхаться немного, когда выпрямляешь шею и плечи расправляешь?

  • Анастасия Владимировна

    Как этот звук делается ? 0_о

  • Да, НЕ искусственно)

  • Анастасия Владимировна

    Ниже вопрос не прочли..

  • Ясно, спасибо!

  • Софи Путенко

    На правах шутки:

  • Анастасия Владимировна

    Даже не знала, что ее поют…0_0 ну и ну

  • Анастасия Владимировна

    Ухум, спасибо)

  • Linver

    Да, еще один доклад, несколько меняющий мировоззрение. Спасибо.

  • Спасибо за доклад, Анастасия!

  • Дмитрий Иваненко

    Спасибо)

  • Ivan Dobysh

    Анастасия, спасибо большое за отличный доклад и коммуникацию с публикой!

  • Anastasia Georgievskaia

    Спасибо огромное! Приходите заниматься!

  • Сороковикова Анастасия

    Спасибо за доклад! Информация пришла вовремя=)

  • Да, видно

  • igiss

    Пожалуйста, напишите названия студии и проектов!

  • SleenFloft

    Суперхот?

  • Кирилл Мещерский

    И грабить корованы разумеется!

  • Александр

    Так ведь игроки не всегда знают, что хотят, нет? Ну типа «давать чуть больше, чем они думают что хотят» — кто-то из классиков говорил

    • Lampogolovii

      имеется ввиду, что им реально понравится. можно сделать «игру мечты», но игрокам она вообще никак…

  • Александр

    Насколько реально совмещать? Это актуально, наверное, только для совсем небольших проектов. Я фигачу по 12 часов в сутки, 7 дней в неделю, пол года — и игра готова только процентов на 70%. И это при том, что изначально ставил задачу урезать все лишнее… А если еще и на работу ходить…

  • Александр

    И что даст этот листок, если игра выстрелит? Не правильнее ли заключить какой-никакой договор у нотариуса?

  • Александр

    А частное лицо не может делать игры? Вроде есть такой формат налогообложения (типа если годовой доход меньше определенной суммы).

  • Анастасия Владимировна

    Как юр лицо будет регистрироваться на обоих? На всех членов команды?

  • Vasya Edomin

    У меня на диске «E:» кладбище прототипов.

  • Александр

    Маша, не дай моим вопросам кануть в лету, спроси их в конце, пожалуйста)

  • Linver

    Я читал, что с Стимом можно работать без юр. лица. Есть подводные камни?

    • Можно. Есть — налог у физ лица больше, чем у ИП ))))

      • Linver

        Ах вот где собака была зарыта! :3

  • Анастасия Владимировна

    Да))

  • Дмитрий Иваненко

    Все пытались написать как Толкин, есть такое)

    • Ага)

    • Я до сих пор пытаюсь :З

      • +1

      • Дмитрий Иваненко

        +1 [2]
        Только я, следуя заветам Флазма, пытаюсь писать «маленькими горшками». 100 рассказов, 100 проведённых настольных игр, 100 идей/концептов видеоигр, авось через лет пять что-то и получится)

        • Отличный план. Я что-то подобное хочу тоже. Сперва Message Quest, потом Аваранж, параллельно книжечку на русском… глядишь, если денег заработаю — комиксы бы начала рисовать. Обожаю комиксы.

          • Александр

            Ахах, я так же хочу делать игры, чтобы заработать денег, чтобы заниматься танцами 😀 😀

          • Может совместить 3 в 1: делать коммерческие игры про танцы? ))

          • Анастасия Владимировна

            Ты рисуешь?)

          • нет, в том и дело — мне надо будет нанимать художника

          • А сколько надо денежек, чтобы нарисовать комикс? Вообще не представляю расценки на это

          • много — хорошие художники — дорогие! )))

    • Александр

      Я под Лукьяненко невольно по молодости косил)

  • Александр

    Сложный вопрос: я очень хочу показывать свою игру людям, слышать максимум критики и вообще по ночам мечтаю о плейтестах. Но особенность моего проекта, конкурентное преимущество — уникальный сеттинг (такого вообще еще никто не делал, насколько знаю). Поэтому мне страшно анонсировать игру раньше, чем она будет готова на 90% (тогда можно выходить на ранний доступ Стима и уже не бояться ничего). Ну т.е. для большой команды вообще не проблема позаимствовать мой сеттинг и тут же реализовать. Вопрос — насколько мои страхи обоснованы и что бы Алексей делал в такой ситуации?

    • Хороший вопрос. Насколько нужно держать разработку в секрете или наоборот, рассказывать об игре направо и налево.

      • Александр

        Я думаю для клонов или для игр без уникальных механикрешений это не проблема. Это могут быть замечательные игры, но за счет реализации, а «заимствовать» оттуда не получится.

        • Да, а вот интересно понять именно про уникальные идеи игр, не клоны.

    • Vasya Edomin

      Разве это реально, слить все подробности сеттинга, просто анонсируя игру?

      • Александр

        Мне кажется, хороший сеттинг — это не тот, где много деталей, а тот который интригует и заинтересовывает одним предложением. У меня именно такой.

        • Vasya Edomin

          Не представляю сеттинга в один абзац. (Не сеттингописатель я)

    • У каждого разработчика множество идей. И каждую свою идею разработчик считает гениальной. Я не думаю, что люди бросятся копировать твой сеттинг. А вот изучить спрос и получить фидбек будет очень полезно.

  • пусть Барисби не расстраивается, наложит голос на презентацию и выложит в трубу для всех

    • Виталий Кабанов

      А что случилось? (Я просто уходил надолго)

      • сейчас ничего

  • Александр

    Да-да, посмотри ниже много моих вопросов)

  • Анастасия Владимировна

    Спасибо-спасибо-спасибо! Думала никто уже не превзойдет красавца-Ивана с шикарным голосом)) Но это было так Важно и Нужно!! Большое спасибо!)

  • Alexander

    One touch аркады еще могут зайти, учитывая, что есть такие гиганты, как КетчАп? Если да, то лучше с издателем или без?
    P.S. на мобильные платформы

  • Анастасия Владимировна

    В какой момент вообще опрашивать потенциальных пользователей можно? Когда идея только зарождается? Или спрашивать советов для мелких корректировок в процессе активной разработки?

  • Linver

    Спасибо за мотивирующую и практическую презентацию.
    Допустим, команде разработки очередной прототип кажется хорошим. Есть ли хинты, как потестить на аудитории бесплатно, без смс?

  • Анастасия Владимировна

    лагает звук(

  • Да, рассказывают

  • Александр

    Чет звук пропадает периодически

  • Анастасия Владимировна

    Можно выдохнуть и расслабиться))) Вообще был страх, что идеей если воспользуются и воплотят раньше тебя еще и хуже тебя, то только «испортят» идею) за это было переживание)

  • Alexander

    [up]
    One touch аркады еще могут зайти, учитывая, что есть такие гиганты, как КетчАп? Если да, то лучше с издателем или без?
    P.S. на мобильные платформы

    • Alexander

      Спасибо за ответ!)

  • Константин Казаков

    У меня флешбек — этот доклад был на ДевГамме?

  • Ivan Dobysh

    Спасибо за доклад, очень полезная тема — про смесь бизнеса и игростроения!

  • Александр

    Можно ли в ранних показах использовать чужую графику? Я еще не успел полностью своей заменить.

    • Александр

      Ну т.е. это тоже ограничение для плейтестов. Если в моем билде случайно останется чужой спрайт — меня засудят и я доживу свои дни в темной камере?

    • Иван Магазинников

      В ранних билдах великой и ужасной ArchAge были куски интерфейса из нашей King’s Bounty.

  • Анастасия Владимировна

    Еще раз, Алексей, спасибо за доклад)

  • сколько времени можно потратить на проект, чтобы не встать и можно было начать следующий заново?

  • Спасибо за суперполезный доклад, Алексей! И за подкасты)

  • Vasya Edomin

    А что за подкасты?

  • Виталий Кабанов

    Спасибо за доклад!

  • Дмитрий Иваненко

    Спасибо за доклад и подкасты)

  • igiss

    Алексей, спасибо за доклад, интересно! и игры тоже хороши

  • Слышно хорошо

  • Про воду — тру ваще!

  • Samuel Anderson

    That’s the voice!

  • Александр

    где ссылка?

    • Виталий Кабанов

      Сейчас Маша пришлёт

    • Vasya Edomin

      Что за орфографическая ошибка?

      • Виталий Кабанов

        «Одето» вместо «надето»

      • Александр

        правильно не «Одето», а «Адето» же

  • Tatiana ElinDi

    уу а мне бы сразу глаз резануло.

  • Вот ссылка на тексты, которые читает Сергей
    http://lantally.blogspot.ru/2013/07/blog-post_17.html

  • Максим Голутво

    Ух, успел к последней лекции всё-таки!

    • Денис Ровкин

      и снова здравствуй :3

      • Максим Голутво

        Привет! Как лекции после обеда? Конечно же, буду пересматривать всё, но всё-таки.

        • Денис Ровкин

          Всё очень интересно, трудно даже сказать что здесь самое главное. Трудно оторваться *-*

  • Анастасия Владимировна

    Переводить такие тексты на английский точно будет нельзя))

  • Samuel Anderson

    Oh my god

    • Samuel Anderson

      Life is Feudal: Genitals in the Mouth. 😀

  • Linver

    Ибо, Воистину!

  • Ох, ну и примеры от Сергея — стоило бы их с Игорем про юмор в один блок объединить XDDD

  • Презентация к предыдущему докладу — http://www.slideshare.net/AlexeyDavydov/flazm

    • Спасибо!

    • Виталий Кабанов

      Спасибо огромное!

  • Denis Isakov

    Вопрос Сергею: Пожалуйста, расскажите о работе над текущим проектом — рогаликом по мотивам «Life is Feudal». Как вы пришли в проект, бывают ли у вас трудности в работе и что вам помогает преодолевать их?

  • Александр

    ох, я на секунду отвлекся, а тут уже 10 минут о фашистах и биокидах, не пойму что происходит :0

    • Samuel Anderson

      He is an outstanding storyteller

  • Ivan Dobysh

    Очень круто, что много конкретных примеров, спасибо!

  • Максим Голутво

    Я немного отвлекся и чего-то упустил о чём идёт конкретно речь. Это какие-то сеттинги существующих игр?

    • Виталий Кабанов

      Вроде да.

  • Анастасия Владимировна

    канцеляриты?

    • см. Нора Галь «Слово живое и мертвое» — оттуда терминология

      • Маст рид для сценаристов и писателей

      • О да! Читал выборочно) Она чудесна)
        Кстати, с детства со мной навсегда книги Экзюпери, переденные Норой Галь 🙂

  • SleenFloft

    Погодите, а что за игра?

    • Виталий Кабанов

      TimeZero вроде

      • SleenFloft

        Найдено, спасибо.

  • SleenFloft

    Документ! Позязя.

    • Виталий Кабанов

      Плюсую, хотелось бы глянуть на документ

  • Анна Петишова

    +1. хочется посмотреть документ

  • Константин Казаков

    Сергей, пользуясь случаем передаю большое спасибо за ваш проект МДС.
    Ответьте:
    1. Какой проект был самым сложным для вас?
    2. Сами вы играете в игры и если да, то какие предпочтения по механикам/сеттингам?
    3. Вы не хотите сами сделать чисто свою нарративную игру?

  • Dasha Koltsova

    Присоединяюсь к товарищам, желающим документ) Интересно

  • Да, я попрошу доку у Сергея и кину в документы Нарраторики в ВК. После его доклада.

    • Виталий Кабанов

      Спасибо)

  • Anna Selezneva

    о какой игре сейчас идёт речь?

    • Максим Голутво

      Я тоже совсем потерялся 🙂 Интересно, но обсуждается какой-то конкретный пример, который до меня просто не дошёл…

    • Samuel Anderson

      The Tower and the Sea, still in develoipment

      • Anna Selezneva

        Спасибо

  • Ivan Dobysh

    Что-то к вечеру совсем тяжко информацию воспринимать стало. Ничего, тем лучше, интенсив 🙂

    • да мы ваще монстры, у меня тож уже глаза в кучу. Ничо, скоро отдыхать/гулять!

      • Монстрорика 😀

  • Максим Голутво

    Мне кажется или там идёт презентация, которая у нас не показывается? Я слышу клики во время «переходов».

    • Денис Ровкин

      Нету, не переживай)

      • Максим Голутво

        Фух. Хорошо. Видимо, в начале говорилось, а я как раз пропустил 10 минут первые.

  • Vasya Edomin

    Неправильная далёкая-далёкая галактика.

  • Контрпример: фильм по Варкрафту так соответствует миру той самой DOS-стратегии.

  • igiss

    Сергей, вопрос: как защищать свой текст от неуместных правок? Что, если пожелания, спущенные сверху, противоречат сеттингу, и для того, чтобы их учесть, надо переписать не малую часть текстов, а полмира?

    • Иван Магазинников

      Очень легко: назвать сроки и стоимость переделок, включая переделки по арту и программированию, если они есть. Но как правило, если разработчики опытные, то от их правок сюжета игре становится только лучше.

  • Вопрос: Как нормально организовывать инфу о мире? Что лучше работает, документ на кучу главок или вики особого сорта?

    • Иван Магазинников

      С одним документом уже давно-давно не работают ни сценаристы, ни гейм-дизайнеры. Полно инструментов которые поддерживают и одновременную работу нескольких людей, и могут хранить документы-графику, импортировть-экспортировать их, работать со ссылками и таблицами и так далее.

  • SleenFloft

    Плак.

  • Виталий Кабанов

    Шикарный доклад! Огромное спасибо Сергею!

  • Анастасия Владимировна

    Как вообще всю писанину организовывать лучше, если ее много?

    • Vasya Edomin

      Есть проги специальные для сценаристов/писателей и т. д.

  • Максим Голутво

    Жалко, что так быстро с «вопрос-ответ». Послушать ответы на вопросы ниже было бы очень круто.

  • Спасибо, Сергей!

  • Анастасия Владимировна

    Больше же нет спикеров

  • Анастасия Владимировна

    Спасибо)

  • Ivan Dobysh

    Ребята, всем спасибо за компанию, Маша, гигантское спасибо за организацию! Докладчики великолепны, вам тоже все спасибо! До завтра, мне пора бежать!

  • Константин Казаков

    А можно посмотреть какие проекты Сергея завернули? (можно и кратенько) Просто хочу понять.

    • Иван Магазинников

      Что значит «проекты Сергея»? Он — приглашенный писатель-сценарист. 🙂

      • Константин Казаков

        Это был вопрос в контексте предыдущего моего вопроса про «собственные проекты» (см. ниже и в видео на последних минутах).
        Сергей ответил, что он отправлял свои идеи в разные компании, но никто не согласился. Поэтому я и хочу узнать — что это были за проекты.
        И может он посылал гигантам-титанам индустрии, которые просто не понимают ценности его идей?

  • Anna Selezneva

    спасибо)

  • Анна Петишова

    Сергей, спасибо за доклад! Очень информативно и полезно!

  • Анастасия Владимировна

    У меня 5 минут еще до окончания часа) а на вопросы не дали ответить)

  • Виталий Кабанов

    Спасибо за конференцию!

  • SleenFloft

    Есть какие-нибудь доклады/документация от этого же автора?

  • Сороковикова Анастасия

    Огромное спасибо Сергею! И остальным сегодняшним спикерам! Много интересной и полезной инфы=)

  • Денис Ровкин

    Хочется ещё подкастов от Сергея

  • Максим Голутво

    Спасибо за очень информативный первый день!

  • Anton Radus

    Шикарное мероприятие!

  • Anna L.

    Хороший выдался день.)
    Спасибо Маше, спасибо всем докладчикам! Вы были прекрасны!
    До завтра)

  • Денис Ровкин

    С утра до вечера, йоуп

  • Анна Петишова

    Спасибо за конференцию! Ооооочень понравилось!!)

  • Mu

    Спасибо огромное всем!

    Жаль, что многое не успели.
    Отличный получился день! 🙂
    Есть о чем подумать, что переварить, и даже появились мысли о том, куда двигаться дальше :3

  • Кирилл Мещерский

    Пока!

  • Крутая конфа, Маше и всем спикерам большое спасибо!

  • Максим Голутво

    https://new.vk.com/topic-76086478_34182757 — давайте обсуждать конференцию здесь!

  • Дмитрий Иваненко

    Спасибо огромное!)
    Очень было здорово, каждый доклад дал пищу для размышлений. Надеюсь, что после обдумывания будет левел-ап меня)

  • Kseniya Zheyda

    Шикарный первый день, спасибо! Столько информации!
    Сергей невероятный рассказчик, пошла искать и читать что-нибудь литературное =)

  • Sergey Filatov

    Большое спасибо всем выступающим и, конечно, организаторам.
    Был очень насыщенный и интересный первый день. Ждем второго

  • Хорошая конференция, последний доклад лучший, спасибо!

    (Жаль только Сергея ограничили в ответах на вопросы, надеюсь, личные контакты спикеров где-то будут.)

  • Daniel Vyukov

    Разбивка по времени:
    Часть 1
    00:01 Открытие. Маша Кочакова “Ошибки начинающих сценаристов”
    1:01:40 Людмила Прима “Почему моя игра до сих пор не сделана?”
    2:01:56 Барисби Алборов “Нарративный дизайн Dark Souls”
    2:59:21 Игорь Несмелов “Юмор в играх — инструкция к применению”
    Часть 2
    00:01 Иван Серый “Игра без текста — управление переживаниями”
    1:00:08 Анастасия Георгиевская “Голос и геймдев. Как сделать так, чтобы вас услышали?”
    2:01:44 Алексей Давыдов “Перед тем как начать ваш первый инди-проект”
    2:57:35 Сергей Чекмаев “Игровой писатель: что скрывается за буквами?”

  • Pingback: Восточная и западная модель личной эффективности | Людмила Прима: коучинг личных достижений()